Палата лордов британского парламента опубликовала доклад, в котором содержится совет странам Евросоюза "занять более жесткую позицию по отношению к Москве". Эту скандальную новость растиражировало английское информагентство ВВС.
Доклад носит название "Европейский союз и Россия" и выдержан далеко не в дипломатических тонах. Общий критический настрой документа проявился в крайне резких выражениях с первых же строк. "Российская внутренняя политика отличается нетерпимостью, что не приветствуется Западом, а внешняя политика становится все более агрессивной и провокационной. Улучшения маловероятны..." - такие пассажи следуют один за другим.
Даже неудобно как-то за парламентариев - все-таки лорды. Что же поколебало их традиционную джентльменскую невозмутимость? Как это ни удивительно, веских аргументов для крайней раздражительности в докладе не приведено. Оказывается, все дело - в недавнем решении России закрыть на своей территории филиалы Британского совета. Палата лордов считает неправильным, что мы ведем себя в своем доме как хозяева. По их мнению, этот шаг является частью "более широкой стратегии давления Москвы на Великобританию и ЕС с тем, чтобы те уступили позиции по другим, не связанным с этой проблемой вопросам".
Вывод более чем спорный, ведь Россия, закрывая филиалы Британского совета, не торговалась. В сообщениях нашего МИД по этому поводу ни разу не оговаривались какие-либо возможные условия разрешения деятельности филиалов совета в обмен на что-то. Их просто закрыли, без торгов и переговоров, потому что они действовали вопреки российским законам. Но каких-либо ссылок на эти самые законы, которые игнорировал Британский совет, самовольно открывая свои филиалы на территории России, в докладе нет. Для законодателей страны со старейшей демократией это выглядит странно. Такое впечатление, что палату лордов, как рубильник на стене, включили в официальную кампанию, условно обозначенную "месть за Британский совет".
На такие грустные мысли наводит и то обстоятельство, что в марте нынешнего года МИД Великобритании включил Россию в число 22 стран, "состояние демократии в которых вызывает наибольшие опасения". Мы оказались в одной компании с Афганистаном, Кубой, Ираком, Ираном, Белоруссией и Узбекистаном. Аргументация Форин-офиса примерно та же, что и у палаты лордов: ограничение на деятельность неправительственных организаций.
Правда, министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд, представивший тот доклад, забыл включить в этот список еще одну страну, которую, кстати, ну очень сложно назвать недемократической. Эта страна - Дания. Она тоже не в восторге от деятельности Британского совета. В начале этого года авторитетная датская газета "Юлландс-постен" рассказала своим читателям, чем занимается Британский совет на территории королевства, как делает свои выводы и как учитывает, а точнее пропускает мимо ушей и глаз критику и мнение правозащитников.
Поводом для публикации в датской газете стал последний доклад Британского совета о миграционной политике Дании и реакции на него датского министра по делам интеграции Бирте Ренн Хорнбех. Если кратко, то суть скандала в следующем. В 2005 году Британский совет представил свой первый доклад об интеграционной политике Дании. Он не понравился датскому министерству. Но не за критику, а за грубые фактические ошибки, на которые Британскому совету было тогда указано. Чтобы в дальнейшем не повторять предвзятых оценок, британцам предписывалось подключать к работе институт по правам человека. И вот - очередной доклад уже этого года, в котором Британский совет проигнорировал рекомендации датского министерства и в результате допустил, по его подсчетам, 27 фактических ошибок, прежде всего в разделе дискриминации в Дании нацменьшинств.
Чего стоит один лишь вывод доклада о том, что в Дании якобы нет законов, защищающих нацменьшинства от дискриминации. И это в стране, на весь мир известной своей более чем терпимой позицией вообще к любым меньшинствам!
Словом, после доклада Британского совета терпение датского министерства лопнуло. Министр Хорнбех дала такую гневную отповедь совету, что это стоит процитировать. Она заявила буквально следующее: "Прежде чем писать отчеты и указывать на ошибки, следует сначала подмести перед собственной дверью. Досадно и неправильно, что негативная картина иммиграционной политики Дании основывается на ошибках, недостоверной информации и несовершенных методах исследования. Я охотно приняла бы к сведению конструктивную критику, но такой некомпетентной и поверхностной работе я не могу доверять".
Кстати, "подмести перед собственной дверью" Британский совет не захотел. По стечению обстоятельств как раз в то время, как происходила эта британско-датская пикировка, глава британского МИД Дэвид Милибэнд в палате общин британского парламента вынужден был признать, что правительство Великобритании лгало депутатам, отрицая участие страны в незаконной транспортировке подозреваемых в терроризме лиц из Европы в США.
В специальном заявлении Милибэнд извинился перед депутатами и признал, что самолеты ЦРУ, так называемые "воздушные тюрьмы", все же летали через ее территорию и даже садились на королевской базе на острове Диего-Гарсия. Признания Милибэнда были вынужденными, поскольку правда выплыла наружу после проведенного расследования. Правда, уличить британские власти в беспрецедентном нарушении прав человека помог вовсе не Британский совет, другие британские неправительственные и правозащитные организации или палата лордов. Расследование провели в США и Европе. А палате лордов, видимо, было не до того, она занималась, как теперь выясняется, исследованиями отступлений от демократии в России.