Военное ведомство презентовало проект особого кладбища - для погибших героев. Его строительство уже началось в подмосковных Мытищах. По замыслу, это будет мемориал государственного значения, где будут хоронить и президентов страны.
- Проект рассчитан таким образом, что к 9 мая 2010 года мемориальный комплекс должен быть введен в строй, - заявил корреспонденту "РГ" начальник Военно-мемориального центра Вооруженных сил РФ генерал-майор Александр Кирилин. - Наша страна, понесшая в прошедшем столетии в многочисленных войнах огромные потери, давно заслуживает своего национального пантеона.
Весь комплекс займет 53 гектара.
На федеральном военно-мемориальном кладбище - так оно называется официально - будут хоронить военнослужащих как минобороны, так и других силовых ведомств, погибших при исполнении своего долга. Это может быть милиционер, пожарный, солдат. Если человек погиб не в бою, он сможет попасть в пантеон, сделав карьеру: дослужившись минимум до генерал-полковника или став министром. Право обрести здесь покой получат Герои Советского Союза и России. Гражданские лица могут быть похоронены в пантеоне только по особому решению главы государства.
Военный мемориал будет создан по принципу аллей. Например, центральная аллея зарезервирована для первых лиц государства. Предусматривается, что здесь будут хоронить не только президентов, но и премьер-министров, и председателей палат Федерального Собрания. Задумываются аллеи ветеранов труда, кавалеров ордена Славы, Героев Советского Союза и России. Нет в плане разве что аллеи для олигархов.
По словам руководителей минобороны, места на элитном кладбище продаваться не будут. Оно не должно превратиться в бизнес-пантеон для богатых. Главная цель проекта - создать исторический памятник, воспитывающий патриотизм. Захоронения в мемориальном комплексе рассчитаны более чем на 200 лет.
В перспективе у федерального мемориала могут появиться филиалы в различных регионах страны. По крайней мере военное ведомство будет на этом настаивать.
- Норма закона о достойном захоронении защитников Отечества, в первую очередь ветеранов Великой Отечественной войны, должна распространяться не только на жителей Москвы и Подмосковья, - сказал генерал Кирилин, - но и на другие регионы страны. При проектировании нашего мемориала мы изучали опыт США, бывали на Арлингтонском кладбище. Но оно не единственное кладбище общенационального значения в Америке. Второе - "Солдатский дом" в Нью-Йорке.
Всего, по его словам, в США сейчас действуют 123 военно-мемориальных кладбища. Фактически в каждом американском штате есть подобный пантеон, и не один, где покоится прах военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
- Свое захоронение там - это почет для каждой американской семьи на века, - сказал генерал Кирилин. - И у нас так должно быть.
Национальный пантеон будет находиться, скорее всего, в ведении минобороны. Предполагаемое число сотрудников мемориала - около 350 человек, сегодня по штату их всего десять. Люди там должны работать подготовленные. Военные полагают, что статус сотрудников должен быть поднят, необходимо придумать соответствующую форму одежды. Сотрудникам необходимо предоставить льготы. Кроме того, министерство обороны предлагает внести изменения в законы, чтобы освободить родственников тех, кого похоронят на федеральном кладбище, от расходов.
Вчера же представитель военного ведомства и разработчики проекта опровергли обвинения в том, что якобы украли разработки у некой известной компании. На самом деле это исключительно творческий спор. Дело в том, что в свое время минобороны проводило открытый конкурс на разработку концепции кладбища. Участвовали в тендере всего четыре коллектива. Ни один из них не предложил такой вариант, который, по мнению военных, можно было бы сразу пускать в дело. Для выработки окончательной концепции конкурсная комиссия предложила из трех лучших групп создать одну.
Однако один из разработчиков, как рассказывают в военном ведомстве, отказывался учитывать пожелания экспертов и что-то кардинально менять в своих художественных замыслах. Ему оплатили его часть работы и передали проект на переработку другому подрядчику. Сейчас обиженная компания требует доплаты и признания своего авторства. В свою очередь представители минобороны предложили вчера журналистам сравнить, что было в чертежах и что стало. Разница действительно налицо.