Фильм Лорана Канте получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля

Выстраивая свою драматургию, Каннский фестиваль часто приберегал под занавес сюрприз - картину никому не известного режиссера, которая и получала Золотую пальмовую ветвь. На этот раз лауреатом стал Лоран Канте с фильмом "Класс". В критических рейтингах лидерство турецких "Трех обезьян" так никто и не поколебал.

Сумерки разума

Между тем в последние дни шли картины сильных мастеров. Канадец Атом Эгоян показал драму "Благоговение", навеянную газетной заметкой о террористе, который отправил в полет беременную жену с бомбой в сумочке, обрекая ее, ничего не подозревавшую, на смерть. По сюжету учительница читает заметку школьникам, и те пишут сочинения на эту тему, причем один, сын погибших в автокатастрофе родителей, вообразил себя на месте того самого ребенка, которого отец отправил на смерть еще до его рождения. Парень поместил сочинение в Интернете, начался жаркий чат, в ходе которого школьник много нового узнает и о собственной судьбе. Интересно задуманная картина тонет в мелодраматических дебрях, а театральная экзальтированность игры актеров добивает ее уже на старте.

Немецкий классик Вим Вендерс воспроизводит сумеречный мир модного фотографа Финна в кризисе среднего возраста: ему является Смерть в образе старца в сером капюшоне. Посвященный памяти Бергмана и Антониони фильм "Съемки в Палермо" дер-жится на экзотике сицилийского города и на сюрреалистических видениях героя, его полетах во сне и наяву. Реальность смешивается с бредом, пока из тумана не выплывет прекрасная Флавия и фильм не обретет романтические тона. Вим Вендерс утверждает, что до него Смерть в кино персонифицировалась только у Бергмана в "Седьмой печати", забыв про "Весь этот джаз" Боба Фосса или "Знакомьтесь, Джо Блэк" Мартина Бреста. Но наивные двойные экспозиции в его "Палермо" вызывают ассоциации скорее с немым кино времен "Станционного смотрителя" - в этих зловещих эпизодах зрители смеялись. Финна играет Кампино, солист немецкой группы Die Toten Hosen, - он хочет быть эффектным в каждом кадре, много позирует, и это делает героя кокетливым. Так что и Вендерс оказался в арьергарде.

Многих разочаровала трагикомедия "Синекдоха, Нью-Йорк", режиссерский дебют Чарли Кауфмана, самого знаменитого из современных голливудских сценаристов, парадоксалиста и абсурдиста, чей почерк сразу узнается в таких фильмах, как "Адаптация" и "Быть Джоном Малковичем". Он остроумно придумал историю театрального режиссера (Филип Сеймор Хоффман), от которого ушла жена и его замучили разнообразные недуги на нервной почве. Герой находит на окраине Нью-Йорка заброшенный склад и там год за годом строит циклопические декорации для спектакля о собственной неудавшейся жизни - в нем и осуществляет свои порывы к самоубийству. В эффектном финале растерявший все жизненные силы герой продолжает существование уже под диктовку невидимого суфлера, пока тот не скажет: "Умри". Оригинальная, как всегда у Кауфмана, идея могла бы стать зерном замечательно метафоричного фильма, попади она в руки более умелого режиссера.

Единственным новым претендентом на призы стала лента Паоло Соррентино "Диво" - едкая, в стиле наших "Кукол" сатира на итальянскую политическую жизнь.

Русские в Канне

На мой вопрос, почему в России Канн не нашел ни одной ленты для главного конкурса, эксперт фестиваля по кино Восточной Европы Жоэль Шапрон ответил, что он побил собственный рекорд, отсмотрев в Москве 53 фильма, но ничего не мог порекомендовать отборочной комиссии. Однако он не видит большой беды в том, что России нет в конкурсе - "зато есть сразу три картины в побочных программах, причем - уникальный случай - все три дебютные. Это даже представительнее, чем два фильма в прошлогоднем главном конкурсе!"

Жоэль Шапрон имеет в виду фильмы молодых режиссеров Валерии Германики ("Все умрут, а я останусь" в "Неделе критики"), Бакура Бакурадзе ("Шалтес" в "Двухнедельнике режиссеров") и дебют в игровом кино документалиста Сергея Дворцевого "Тюльпан" в конкурсе "Особый взгляд".

Коллеги, сумевшие посмотреть фильм Германики, говорят, что в лице 24-летней дебютантки наше кино приобретает нового дерзкого режиссера, не боящегося ломать общепринятые табу. Она сняла историю трех школьниц, которых не пустили на первую в их жизни дискотеку, что привело к бунту. Картина жесткая, натуралистичная. Поколению такой подход понравился: фильм получил приз "Глазами молодых" - лауреата определило международное жюри, сформированное из семи юных синефилов.

"Шалтес" Бакура Бакурадзе - рассказ об атлете, который после автомобильной катастрофы был вынужден оставить спорт, живет замкнуто и промышляет карманными кражами. Однажды его добычей оказалась видеокамера, и там была запечатлена жизнь, настолько непохожая на его собственную, что парень впервые задумался о своих путях-дорогах. Это первый фильм Бакурадзе, который ему удалось снять через десять лет после окончания мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе.

Значительный успех сопровождал "Тюльпан" Сергея Дворцевого - фильм официально представляет кино Казахстана, хотя в основном он снят на немецкие деньги с некоторым участием российского кинематографического ведомства. Дворцевой - прекрасный документалист, и его первая игровая картина сделана в привычной ему репортажной манере: ручная камера фиксирует подробности жизни пастухов в бескрайней степи, среди мычащего, блеющего, фыркающего, скулящего мира, где каждый павший ягненок - событие и драма. К тому же окрест - ни одной девушки, и вернувшийся после демобилизации морячок надеется рассказами про осьминогов привлечь внимание единственной красавицы по имени Тюльпан. Сила режиссера - в умении видеть выразительные подробности пейзажа, быта, характеров и, не покидая поля документалистики, оркестровать все это в мощную образно-звуковую симфонию. Фильм выдержан в традициях Роберта Флаэрти, с умелым использованием современных звукотехнических средств: пугающий и смешной эпизод с громовым броуновским движением овечьих отар, перетекающим в коровий топот и, наконец, в деловитое кряканье малыша, скачущего по степи верхом на палке, - один из шедевров картины. Такое этнографическое кино снова стало популярным на фестивалях, интерес к нему огромен, и было приятно видеть на премьере "Тюльпана" зрителей, сидящих даже на ступеньках огромного зала. Фильм стал победителем в конкурсе "Особый взгляд".

призы

Золотая пальмовая ветвь - "Класс", Лоран Канте (Франция)

Лучшая режиссура - "Три обезьяны", Нури Билге Джейлан (Турция)

Лучшая мужская роль - Бенисио дель Торо, "Че" (США)

Лучшая женская роль - Сандра Корвелони, "Линия защиты" (Бразилия)

Лучший сценарий - "Молчание Лорны", Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн (Франция)

Приз ФИПРЕССИ - "Дельта", режиссер Корнель Мундружо (Венгрия).

Приз жюри - "Диво", режиссер Паоло Соррентино (Италия)

Гран-при - "Гоморра", Италия

Спецприз фестиваля - Катрин Денев ("Рождественская сказка"), Клинт Иствуд ("Подмена")

Специальное упоминание жюри конкурса дебютов - российский фильм "Все умрут, а я останусь", режиссер Валерия Гай Германика

Конкурс "Особый взгляд" - "Тюльпан", режиссер Сергей Дворцевой (Казахстан, Германия, Швейцария, Россия).