27.05.2008 02:00
    Поделиться

    Российские регионы исчерпали лимит на привлечение гастарбайтеров

    Невеселые прогнозы о том, что установленных правительством квот на привлечение иностранной рабочей силы в 2008 году окажется недостаточно, увы, сбываются. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), несколько регионов - Приморье, Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Забайкалье, Хабаровский край, Еврейская автономная область - уже в мае квоты полностью исчерпали. Догоняют "лидеров" Калужская, Ивановская области и Пермский край. В "черном списке" и главный потребитель иностранной рабочей силы - Москва. Между тем май - преддверие лета, на которое в России традиционно приходится пик трудовой миграции. Квоты в 2 миллиона гастарбайтеров рынку труда явно недостаточно, о чем, впрочем, не раз предупреждали и ученые, и представители бизнес-сообщества.

    Напомним: в 2007 году правительство, ориентируясь на заявки регионов, установило лимит - 6 миллионов гастарбайтеров. Однако за разрешениями на работу обратились только 2,3 миллиона человек. Эта цифра и послужила ориентиром на год нынешний - квота сократилась в три раза.

    Жизнь прежние расчеты быстро опрокинула - уже в январе директор ФМС Константин Ромодановский назвал квоты "необъективными" и согласился: их надо увеличить. "Работодатели не смогли сразу определить потребность в иностранной рабочей силе", - пояснил тогда Ромодановский. Он также сообщил: в службе разрабатывают более гибкую систему квотирования, которая позволит регионам отправлять свои заявки два раза в год - в мае и сентябре. Увы, несмотря на данные обещания, вышеупомянутая система так и не была представлена правительству.

    Большинство представителей бизнес-сообщества восприняли "усыхание" квот достаточно болезненно. В "Опоре России" эту меру назвали "очевидным ударом по малому бизнесу". "Деловая Россия" в свою очередь заявила, что только в столице потребность в мигрантах составляет более миллиона человек (здесь квоты были срезаны с 700 до 300 тысяч).

    По мнению экспертов, основная масса "мелких" предпринимателей отказалась заказывать гастарбайтеров отнюдь не из-за непонимания собственных потребностей. Дело - в отсутствии внятного, общедоступного механизма подачи заявок. Небольшим компаниям в отличие от флагманов бизнеса невыгодно преодолевать бюрократические препоны, чтобы легализовать двух-трех человек, нелегко доказать чиновникам, что они нуждаются в труде мигрантов. Кого-то отпугнула и стоимость регистрации "наемников" в органах миграционного учета (6-7 тысяч рублей).

    Цифра в 2,3 миллиона человек (те, кто обратился за разрешением на работу) уже превышает выделенный правительством лимит в 2 миллиона. Так что сокращение квот не слишком согласуется и со стратегией самой ФМС, направленной на вывод гастарбайтеров из тени методами как кнута (штрафы и угроза депортации), так и пряника (переход к уведомительной системе регистрации).

    Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН:

    - Представители научного сообщества не раз говорили о том, что установить сегодня обоснованные квоты на привлечение рабочей силы крайне трудно (кстати, сторонники этой точки зрения есть и в ФМС). В России пока нет инструментов, позволяющих установить "правильность" квоты, нет адекватной фотографии рынка труда, соответственно невозможно определить, сколько работников ему требуется. Министерство труда отсутствует, а службы занятости не отслеживают такие вопросы в полном объеме.

    Защитники системы квотирования, как правило, плохо представляют себе механизм формирования квот. Сегодня на местах чиновники собирают заявки от организаций по телефону. Но всех обзвонить нереально. Основные потребители иностранной рабочей силы - небольшие транспортные или строительные фирмы - остаются за бортом. Кроме того, заявка подается за год вперед. Но российский рынок труда крайне импульсивен, его трудно предсказать. Продуманную заявку может дать организация, которая развивается относительно устойчиво. А как быть остальным?

    Сегодня фактически имеет место метод проб и ошибок. Через несколько лет, возможно, мы и придем опытным путем к реальной цифре, но пока экономика поставлена на тормоза. Причем в самый разгар сезона.

    Разрешения фирмам, разумеется, будут выданы. Однако документооборот в России - дело долгое. Многие организации получат два-три месяца простоя. На деле работодатели, скорее всего, обойдутся без всяких официальных бумаг, но возникает вопрос: в чем тогда регулирующая роль системы квотирования?

    Поделиться