В конце мая традиционно в России празднуют Дни славянской письменности и культуры. Пока в Твери гремят музыкой и стихами торжества, в Москве в доме N 33 на Арбате писатели, философы, филологи, издатели, поэты вспоминали великую фигуру русского ХХ века - Алексея Федоровича Лосева, умершего 20 лет назад в день памяти святых Кирилла и Мефодия.
- Это был роскошный день, солнечный, ясный, ландыши цвели, - вспоминала день прощания с великим философом его ученица и духовная наследница Аза Алибековна Тахо-Годи.
Двадцать лет спустя день был прохладным и дождливым. Три священника - отец Алексей Бабурин, сблизившийся с Алексеем Федоровичем, еще будучи студентом медицинского института, отец Валентин Асмус, сын известного философа Валентина Асмуса и ученик Азы Алибековны Тахо-Годи, и отец Александр Виноградов, молодой физик, заинтересовавшийся Лосевым и закончивший специальные курсы, чтобы составить научную библиографию философа, - служили панихиду.
На черном гранитном кресте, как и положено монаху, не было никакого изображения (Алексей Федорович вместе с женой Валентиной Михайловной приняли тайный монашеский постриг с именами Андроник и Афанасия) - только молитвенная надпись "Во имя Твое спаси мя".
- Это строка из 53-го псалма, я сама ее подбирала, - рассказывает Аза Алибековна.
Спустя час в зале библиотеки "Дом А.Ф. Лосева" с воспоминания о старинной притче о зерне, что, лишь умерев, дает ростки и всходы, начался разговор о ростках и всходах, появившихся за 20 лет после смерти Лосева.
- Вопреки тем, кто был уверен, что дом особенно хорош для устройства массажного кабинета или еще одного ресторана, после большого сопротивления в 2004 году была открыта Библиотека истории русской философии и культуры, - рассказывает директор библиотеки Валентина Ильина.
"Сосланный в XX век" (по выражению самого Лосева), чудом выживший и сохранивший свои философские идеи, мыслитель теперь позволяет говорить нам не только о возвращении русской философии, но и о ее непрерывном существовании, подчеркивает директор Института философии, академик РАН Абдусалам Гусейнов.
Филолог Петр Палиевский, вспоминая встречи с философом, счел закономерным, что его дом стал не просто музеем, а подлинным "домом растущей мысли". Павел Флоренский-внук сказал, что день памяти Лосева - это и радостный день, воскрешающий живые детали общения с Алексеем Федоровичем.
Ректор Литературного института Борис Тарасов предлагал задуматься о "тайне Лосева" и опыте XX века, научившем нас тому, что, прежде чем браться за великое дело, надо избавиться от темных начал личности.
Впервые увидевший Лосева в 1943 году, историк философии Василий Васильевич Соколов вспоминал о возвращении имени философа в публичный оборот, о статье, посвященной ему в Итальянской энциклопедии, о первых послеопальных упоминаниях и рецензиях. И рассказал, как горячее обсуждение личности и поступков Хрущева на даче в поселке "Отдых" Лосев откомментировал так: "Мировой дух знает, каким дураком ударить по истории".
- За 20 прошедших лет нам открылись новые страницы творческой биографии Лосева, - сказал научный сотрудник библиотеки "Дом А.Ф. Лосева" Виктор Троицкий. - Открылся Лосев - великий философ, религиозный мыслитель, математик, психолог, писатель.
- Самозабвенное служение Идее и Истине - вот разгадка "тайны Лосева". Перефразируя самого Лосева, можно сказать, что "мировой дух знает, каким философом ударить по истории" - подытожила ведущая вечера доктор филологических наук Елена Тахо-Годи.