Высокая инфляция, не утратившая мощную продовольственную составляющую и в нынешнем году, заметно изменила свою структуру. Если во второй половине 2007-го дорожали в основном хлебобулочные изделия и молочные продукты, то в нынешнем - прежде всего овощи. Только за первый квартал, по данным минэкономразвития, цены на них выросли на 20,6 процента, что почти вдвое больше, чем год назад (11,2 процента). В апреле, сообщил Росстат, плодоовощная продукция стала дороже еще на 5,5 процента. Для сравнения: за первый квартал 2008 года цены на овощи в странах ЕС выросли всего на 1,2 процента.
В минэкономразвития объясняют ситуацию падением производства овощей и картофеля (3,6 процента за 2007 год), в основном производимых в ЛПХ, в связи с ухудшением сбыта, а также увеличением завоза дорогого импорта, доля которого на рынке повысилась вдвое.
Сокращение производства овощей и картофеля констатирует и минсельхоз. По данным этого ведомства, в 2007 году было собрано меньше картофеля на 7,4 процента (35,3 миллиона тонн), овощей - на 4,3 процента (14,4 миллиона тонн). В предыдущие три года производство овощей выросло всего на 6 процентов, тогда как реальные доходы населения увеличились за это время в 1,4 раза. Неудивительно, что удорожание в этом секторе приобрело ранее невиданные масштабы.
Не спасло ситуацию и троекратное - с 15 до 5 процентов - снижение с 15 января 2008 года ставок ввозных таможенных пошлин на основные виды овощей. "Это несколько поддержало предложение на рынке, но с точки зрения цен ощутимого эффекта не дало. Динамика роста цен на импортные овощи, доля которых на рынке составляет 10-11 процентов, подскочила почти на 40 процентов", - отметил замглавы минэкономразвития Андрей Белоусов. Он признал, что деятельность по упорядочению занятых на розничных рынках работников, то есть введенный год назад запрет на торговлю гражданам СНГ, объективно способствовала ослаблению цепочек завоза импортной продукции и повышению цен на импорт.
По словам руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, еще до принятия этих мер многие экономисты предупреждали, что они приведут к повышению торговых цен на рынках, и прежде всего на плодоовощную продукцию. Так и случилось.
Выход из сложившейся ситуации в минэкономразвития видят в том, чтобы расчистить для частников каналы сбыта, так как 79,9 процента российских овощей и 89,9 процента картофеля производится в низкотоварных хозяйствах, и половина этой продукции традиционно реализуется на рынках. Но закон о розничных рынках, который предусматривает серьезные льготы для сельскохозпереработчиков, пока работает только на бумаге, фактически крестьяне отрезаны от покупателя. Из общего числа перерегистрированных на 1 января рынков только 4 процента являются сельскохозяйственными, а 3,5 тысячи ярмарок для полноценного сбыта продукции крайне недостаточно.
"В городах практически не осталось овощных баз для закладки продукции на хранение, - добавляет директор ВНИИ овощеводства Россельхозакадемии Станислав Литвинов. - То есть отсутствует инфраструктура рынка овощей, слабую замену которой представляют перекупщики. На Западе высокое предложение в этой отрасли обеспечивается за счет кооперации крупных производителей и мелких хозяйств. Мы же привыкли надеяться на частника, который в основном занимается "самоедством" - в торговлю попадает всего 4 миллиона тонн овощей из общего объема выращенной продукции".
Полностью развалено, по словам Литвинова, внесезонное овощеводство. Так, от 3,5 тысячи гектаров пленочных теплиц сейчас практически ничего не осталось. Тогда как, например, в Турции овощи под пленкой выращиваются на 24 тысячах гектаров, а в Испании - на 80 тысячах. Та же картина - с зимними теплицами, их количество сократилось по сравнению с 90-ми годами вдвое - с четырех до двух тысяч гектаров, хотя отечественные тепличные хозяйства еще недавно показывали неплохие результаты, собирая до 80 килограммов продукции с квадратного метра.
Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Виктор Семенов считает снижение импортных пошлин на овощи недальновидной политикой. По его словам, нынешняя стагнация в овощеводстве порождена рядом факторов. Во-первых, отрасль почти полностью базируется на импортной технике. Во-вторых, большинство мелких сельхоз производителей используют семена картофеля генерации прошлого века, у которых из-за накопленных болезней отдача низка. "Никто не объясняет овощеводам, какие технологии и сорта в их регионах наиболее актуальны, не оказывает им консалтинговые услуги".
При этом Семенов уверен в том, что отечественный рынок овощей для страны не потерян, его реанимации должна способствовать политика объединения в кооперативы - снабженческие и сбытовые. Это позволит овощеводам сделать ставку на цивилизованную сортировку и упаковку, и тогда добавочная стоимость будет оставаться у производителя, а не у перекупщика.
Внесезонное овощеводство, по словам Семенова, подрывают энергетики, навязывающие селянам почасовые лимиты для закрытого грунта, применяющие штрафы как за перерасход, так и за экономию электроэнергии. "Нигде в мире такого нет. Крупные промышленные предприятия платят в разы меньше за электроэнергию, чем селяне. Неудивительно, что продукция последних стремительно дорожает".
Между тем в апрельском отчете минэкономразвития о мониторинге текущей ситуации в экономике подчеркивается, что основные инфляционные риски в 2008 году, как и в предыдущем, связаны с ростом цен на продукты, особенно первой необходимости. Но меры по стабилизации ситуации пока не выработаны. Поэтому есть основания полагать, что быстрый рост цен на плодоовощную продукцию продолжится. Причем скачки будут наблюдаться не только весной, когда традиционно обостряется ее дефицит, но и летом и даже осенью.