В четверг, 29 мая, в Париж прибывает с двухдневным визитом глава российского правительства Владимир Путин. Это его первый официальный выезд в дальнее зарубежье в новом качестве. Его собеседником на этот раз будет премьер-министр Франции Франсуа Фийон, который только что отметил первую годовщину своего правительственного кабинета. В поездке Владимира Путина сопровождает большая группа российских бизнесменов.
Главной темой парижской встречи двух руководителей правительств будут экономические отношения наших стран. Во Франции считают, что потенциал взаимодействия в сфере экономики использован далеко не полностью. Одна из ведущих европейских держав, Франция, занимает лишь восьмое место по товарообороту с Россией среди стран Старого Света. Ее опережают Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша, Великобритания и даже Швейцария.
Конечно, российско-французский товарооборот за последние 5 лет существенно вырос. По российской статистике, с 5,78 миллиарда долларов в 2003 году до 16,27 миллиарда долларов в 2007 году.
На первый взгляд, торговля с Францией нам выгодна. Из года в год наш экспорт существенно превышает по стоимости французский импорт. Но это положительное сальдо достигается за счет "колониального характера" структуры нашей двусторонней торговли. В 2007 году доля товаров топливно-энергетического комплекса в нашем экспорте во Францию превысила 85 процентов.
Еще мы поставляли продукцию химической отрасли, в том числе неорганической химии (6,4 процента), металл и древесину. При этом поставки металлопродукции сократились вдвое. А вот доля машин и оборудования хотя и выросла, тем не менее составляет лишь 1,9 процента.
В то же время во французском экспорте в Россию на машины и оборудование приходится 45 процентов. Это основная экспортная статья. Растет импорт из Франции и потребительских товаров. В 2007 году продукты питания составили почти 14 процентов французского экспорта в Россию. По мнению экспертов, такая структура нашей двусторонней торговли не претерпит изменений и в нынешнем году.
По большому счету ни Россия, ни Франция не могут быть удовлетворены таким торговым обменом. Нас не устраивает его сырьевая направленность. У нашей экспортной продукции низкая добавленная стоимость. У французской, наоборот, высокая, но у Франции в торговле с нами хронически высокий дефицит.
- Основной потенциал для развития российского экспорта во Францию и изменения его структуры заложен в такой форме сотрудничества, как промышленная кооперация, - говорит торгпред России в Париже Иван Простаков. - Из претворяемых в жизнь проектов следует назвать разработку нашими моторостроителями совместно с известной французской фирмой "Сафран" моторов для российского регионального пассажирского самолета "Суперджет 100". Совместными усилиями - хотя и не без трудностей - налажено производство комплектующих для самолетов "Эрбас". Неплохие шансы выйти на французский рынок со своей продукцией у Чебоксарского завода тяжелых тракторов, производственного объединения "Светлана", выпускающего полупроводниковые осветительные приборы, и некоторых других российских предприятий...
Заметно вырос интерес французских компаний к созданию собственных и совместных предприятий в России. Это ведет к увеличению прямых инвестиций. Так, ведущий французский производитель автомобилей "Рено", пришедший в Москву со своим производственным проектом еще в 1997 году, приобрел в конце января этого года 25 процентов капитала нашего "АвтоВАЗа". Эта компания намерена также увеличить вдвое в 2009 году выпуск своих автомобилей на своем заводе в Москве, доведя его до 160 тысяч. Французский автомобильный тандем "Пежо - Ситроен" (оборот в 2007 году - 3,5 миллиарда евро) только что объявил о своем намерении вложить от 300 до 350 миллионов евро в свой автозавод в Калуге. Уже в 2011 году он будет выпускать 160 тысяч машин, а в перспективе его ежегодная продукция составит 300 тысяч легковых автомобилей. Правда, бремя расходов французы поделят в с японской компанией "Мицубиси" в соотношении 70 к 30. Президент французской объединенной компании Кристиан Стрейф считает, что в 2012-2013 годах российский рынок автомобилей обгонит немецкий и станет первым в Европе.
Между нашими странами налаживается промышленная кооперация в сфере высоких технологий. Тот же "Сафран" после успешного старта в производстве авиационных моторов совместно с моторостроителями из Рыбинска переходит к промышленной кооперации в области систем навигации, которые имеют применение не только в гражданской авиации, но и в военной. В частности, уже подписано соглашение о сотрудничестве с Уральским оптико-механическим заводом. Ведущий мировой производитель оборудования для ядерных электростанций "АРЕВА" включился в выполнение программы строительства АЭС в нашей стране. Успешно завершает подготовку к первому запуску коммерческого спутника с помощью ракеты "Союз" с нового космодрома во Французской Гвиане смешанное российско-французское общество "СТАРСЕМ". Однако подобных примеров не так много. Как ни странно, помехой является и излишняя осторожность французских предпринимателей, а иногда и тактические просчеты.
Руководители французских государственных и частных компаний надеются на реальный прорыв в наших двусторонних экономических отношениях. Предпосылки для этого есть. Россия уверенно выходит на первые позиции в мировой экономике. Новое руководство Франции также замыслило существенно реформировать и изменить производственные структуры страны с тем, чтобы не утратить статус передовой промышленной державы.