Накануне первого воронежского инвестиционного форума стало известно, что в столице Черноземья сворачивает работу компания, позиционировавшая себя в качестве крупного инвестора. Пилотный проект в ЖКХ провалился: муниципальное теплоснабжение так и не получило обещанный миллиард рублей.
Воронежскому жилищно-коммунальному комплексу фатально не везет с инвестициями. Ни один из опрошенных "РГ" экспертов не смог привести пример успешной реализации инвестиционного проекта в этой сфере. Зато неудач хоть отбавляй.
Два года назад мэрия подписала соглашение с компанией "Воронежские коммунальные системы". Предполагалось, что "ВКС" погасит задолженность города перед энергетиками и приведет в порядок энергоснабжающее хозяйство. Однако "системщики" лишь добросовестно собирали деньги с абонентов, время от времени угрожая отключениями. Власти разорвали договор, а горожане месяца два после этого получали квитанции сразу от двух энергоснабжающих организаций, теряясь в догадках, кому платить. Впоследствии в мэрии признали, что "поставили не на ту лошадку".
Отдельная история с теплосетями. Несколько лет назад предприятие со всем имуществом едва не отдали иногородней фирме, отрекомендовавшейся как инвестор с самыми серьезными намерениями. Свершиться сделке помешали депутаты гордумы, которые провели собственное расследование и выяснили, что активов у организации нет, а ее учредители прописаны в московском общежитии.
Следующим "соискателем" теплосетей стала "Новая городская инфраструктура Воронежа", аффилированная с крупным российским холдингом, имеющим "коммунальный" опыт работы в других регионах. На момент прихода компании на воронежский рынок МУП "Воронежтеплосеть" находилось в предбанкротном состоянии. Одной из основных причин стали долги по межтарифной разнице, которая перечислялась из бюджета не в полном объеме и нерегулярно. Снижать разницу за счет повышения тарифов власти не решались, считая эту меру не популярной. Не получалось и уменьшить себестоимость услуг: коммунальщики, пытаясь уложиться в дефицитный бюджет, экономили прежде всего на ресурсосберегающих технологиях.
Еще один фактор, ухудшивший финансовое состояние "Теплосетей", - технически и экономически необоснованное увеличение нагрузки. В течение нескольких лет предприятие заставляли принимать на обслуживание ведомственные жилые дома с полуразрушенными сетями и котельными, причем без полагающегося по закону денежного сопровождения. И, наконец, громадные убытки МУП понесло, когда приставы по решению арбитражного суда арестовали его дебиторскую задолженность. Долги по бросовым ценам скупали коммерческие фирмы, умудрявшиеся потом получать всю сумму.
От банкротства "Теплосети" спас статус естественной монополии. Однако эксперты предсказывали: "неприкосновенность" не может продолжаться вечно, и когда сумма задолженности превысит балансовую стоимость имущества МУПа (два миллиарда рублей), он пойдет с молотка. Такой вариант развития событий не устраивал воронежскую власть. Было принято решение отдать предприятие "в надежные руки", благо на горизонте замаячил подходящий инвестор.
Согласно договору, подписанному горадминистрацией и ООО "Новогор-Воронеж", компании отдали в аренду генерирующие мощности - 146 котельных. Частники обещали каждый год перечислять в бюджет около 79 миллионов рублей, "расшить" долги между крупными муниципальными предприятиями - "Теплосетями", "Водоканалом" и "Горэлектросетью" и реализовать инвестиционный проект. В модернизацию теплового хозяйства до 2012 года планировалось вложить миллиард рублей.
Проект должен был стать своего рода индикатором инвестиционной привлекательности воронежского жилкомхоза. Однако, как заметил руководитель компании-арендатора Олег Ляшко, "очередная инвестиционная волна разбилась о гранит воронежской набережной". Оператор "Теплосетей" увяз в организационно-административных недоразумениях.
Началось с того, что претензию к первому краткосрочному договору аренды "сетевого" имущества предъявила антимонопольная служба и потребовала, чтобы мэрия провела конкурс. Под разными предлогами тендер постоянно откладывали, а когда в апреле прошлого года он все-таки состоялся, началось (по иску одного из конкурсантов) долгое судебное разбирательство. Областной, апелляционный и - уже нынешней весной - окружной арбитражный суды из-за процедурных нарушений признали итоги конкурса незаконными.
В этой ситуации последнее слово оставалось за городскими властями. И они решили новый тендер не проводить. Неожиданностью это не назовешь - хотя бы потому, что соглашение с "Новогором" подписал мэр Борис Скрынников, а разрыв отношений состоялся при Сергее Колиухе, ставшим градоначальником в марте этого года.
На одном из думских заседаний "Воронежтеплосеть", как и большинство крупных МУПов, из унитарного предприятия преобразовали в казенное. Эту организационную форму трудно назвать рыночно-новаторской - она, скорее, из советского арсенала хозяйствования. Однако власти уверены: "казенный" статус предприятий, по долгам которых напрямую отвечает бюджет, снизит интерес к ним со стороны дельцов, сколачивающих состояние на покупке-продаже собственности.
Сегодня происходит перевод персонала из "Новогора" в казенное предприятие, урегулируются финансовые взаимоотношения. Экс-участники "долгосрочного" соглашения воздерживаются от взаимных претензий и комментируют ситуацию сдержанно. А вопрос об инвестициях в воронежское ЖКХ по-прежнему остается открытым.
Олег Ляшко, руководитель ООО "Новая городская инфраструктура Воронежа":
- "Новогору" не в чем себя упрекнуть. Три отопительных сезона компания провела без срывов. Удалось стабилизировать финансовую ситуацию в МУПе. Мы даже приступили к модернизации оборудования. До инвестиций дело не дошло, поскольку компания находилась в подвешенном состоянии: будет конкурс - не будет, законны его результаты или не законны… В любом случае мы не собирались отказываться от своего бизнес-плана. Тем более что в других регионах инвестиционные проекты реализовать удалось. В качестве примера можно привести Прикамье, где большие средства вложены в реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения. Власти Воронежа считают (и я это мнение уважаю), что им достаточно собственного управленческого ресурса для обеспечения нормальной работы "Теплосетей". Мы же в процессе "передачи дел" попытаемся помочь предприятию не залезть снова в трясину.
Егор Меркулов, вице-мэр Воронежа:
- Мы надеемся сделать "Теплосети" инвестиционно привлекательным предприятием. Но не для арендатора-временщика, а для собственника, который будет выполнять обязательства по модернизации теплоэнергетического хозяйства и нести всю полноту ответственности перед горожанами. Согласно законодательству, начиная со следующего года городская администрация начнет избавляться от непрофильных активов. Однако мэрия должна иметь рычаги влияния на градообразующие коммунальные предприятия. Их акционирование состоится только при условии сохранения за администрацией контрольного либо блокирующего пакета акций.
Тем временем
Под угрозой срыва оказался крупный инвестиционный проект по производству гусеничных и колесных экскаваторов. Воронежский экскаваторный завод лихорадит на протяжении пяти лет: вялотекущее конкурсное производство, несколько возбужденных и тихо сошедших на нет уголовных дел, голодовки рабочих, требующих погашения долгов по заработной плате. Ситуация начала меняться к лучшему, когда на разоренное производство пришел инвестор - питерский машиностроительный завод. На сегодняшний день он вложил в воронежское производство более 400 миллионов рублей и выпустил около 100 машин. К 2010 году здесь планируется выпускать в год 1000 тракторов и 400 экскаваторов. Есть одно "но": производство набирает обороты на арендуемых площадях предприятия, находящегося в процедуре банкротства. Конкурсный управляющий ВЭКСа, который представляет московскую СРО и бывает в Воронеже наездами, без объяснения причин прислал машиностроителям предупреждение о расторжении договора аренды. Фактически речь идет о сворачивании производства. Ситуация вызвала серьезную озабоченность региональных властей, которые рекомендовали арбитражному управляющему отозвать предупреждение. В обладминистрации уверены: в стране, готовящейся к дорожно-строительному буму, у экскаваторного производства большие перспективы. Как заявил вице-губернатор Вячеслав Клейменов, если управляющий останется глух к рекомендации властей, будет инициирован вопрос о его замене.