Воронежские власти разрабатывают генеральную схему санитарной очистки города

Как избавить Воронеж от "титула" одного из самых грязных городов Черноземья? Один из способов решения проблемы муниципальные власти видят в разработке генеральной схемы санитарной очистки города.

Свою репутацию неухоженного города Воронеж заработал заслуженно. Речь в первую очередь идет о замусоренных улицах, о вечно заваленных отходами контейнерных площадках и, наконец, о культуре самих людей, которые не очень-то привыкли заботиться о чистоте родного города.

В апреле в Воронеже прошел месячник по благоустройству - город, который всем миром "зачищали" от накопившегося за зиму мусора, преобразился и явно похорошел. Но, как справедливо считают специалисты, этот порядок продлится недолго, если не взяться за решение "мусорной" проблемы системно.

Откуда взяться чистоте, если в Воронеже катастрофически не хватает дворников (штат укомплектован примерно наполовину)? Причина дефицита тружеников метлы и лопаты на поверхности - чрезвычайно низкая заработная плата: около двух тысяч рублей. И это - при отсутствии каких-либо бонусов в виде того же служебного жилья. Очевидно, чтобы работа дворника стала привлекательной, необходимо поднять ее оплату хотя бы до четырех-пяти тысяч.

Если раньше за уборку всей городской территории отвечали райдезы, то теперь с появлением управляющих компаний (УК) в этой и без того несовершенной системе появились бреши. УК, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса, готовы нести ответственность только за придомовую территорию и всячески сопротивляются, когда им пытаются навязать уборку (причем без дополнительной оплаты) бывшей райдезовской "вотчины", сегодня оказавшейся бесхозной. Особенно эта "междоусобица" сказывалась зимой, когда в некоторых районах тротуары не очищались ото льда и не посыпались песком.

Откуда взяться чистоте, если в Воронеже катастрофически не хватает дворников

На последнем заседании общественного совета при председателе гордумы депутаты, представители мэрии, управляющих компаний и ТСЖ обсуждали, как сделать город чище. И пришли к выводу, что для начала необходимо привести в порядок нормативно-правовую базу, которая на сегодняшний день морально устарела. К примеру, не отвечает требованиям времени "Порядок сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов", принятый в 2006 году. Во-первых, с тех пор значительно увеличился объем мусора (что муниципальные власти, кстати, связывают с ростом благосостояния горожан), а нормы - по числу контейнеров, периодичности вывоза отходов - остались прежними. Даже если главы районных управ видят, что существующих контейнеров явно недостаточно, то не могут поставить еще один, "ненормативный", поскольку это будет расцениваться как нецелевое расходование средств.

Во-вторых, на рынке появились новые игроки. Речь прежде всего идет об управляющих компаниях, на которые легло все бремя ответственности по обслуживанию жилищного фонда. При этом контейнерные площадки по-прежнему закреплены за райдезами, а сами контейнеры - собственность муниципального предприятия по обращению с отходами. Как и следовало ожидать, у семи нянек дитя оказалось без глазу. По мнению специалистов, отвечать за площадки и все, что на них находится, должны УК. И с ними же договоры на обслуживание (если они пользуются контейнерами) обязаны заключать близлежащие киоски и магазины.

Еще хуже дело с вывозом мусора обстоит в частном секторе. В некоторых микрорайонах контейнерных площадок вообще нет - люди оставляют мешки с отходами прямо у дороги и их раз в неделю забирает "мусоровозка". Более того, сегодня вряд ли кто-то может сказать, сколько контейнеров здесь необходимо: по словам председателя совета по ТОСам Ольги Фроловой, объемы мусора на территориях одноэтажной застройки "не обсчитаны".

Депутаты городской Думы намерены обратиться к региональным парламентариям с законодательной инициативой о возрождении в областном центре административной комиссии, которая должна помочь в решении "мусорной" проблемы.

Прямая речь

Александр Шипулин, спикер Воронежской городской думы:

- Необходимо внести изменения в региональный Кодекс об административных правонарушениях в части создания "одноименной" комиссии. Последняя - в числе прочего - должна оперативно и эффективно наказывать те организации и тех несознательных граждан, которые своими действиями (или наоборот бездействием) способствуют замусориванию мегаполиса. Мы планируем вынести этот вопрос на ближайшее заседание городской Думы, которое состоится 28 мая.

Между тем

Подавляющее большинство жителей Воронежа (более 95 процентов) считают свой город грязным и неухоженным и только три процента удовлетворены его внешним видом. Такие данные получены в результате специального исследования, проведенного местным институтом общественного мнения
.