27.05.2008 00:30
    Поделиться

    Драматург Николай Коляда заложил собственную квартиру, чтобы провести фестиваль в Екатеринбурге

    Ради проведения международного театрального фестиваля "Коляда-plays" его президент Николай Коляда заложил свою квартиру в банке - под кредит в полтора миллиона рублей. Но дотаций скинувшихся учредителей фестиваля (федерального и областного минкультуры, городского управления культуры, СТД) на достойное проведение форума не хватило.

    Не сказать, чтобы Екатеринбург был избалован театральными фестивалями. Всероссийского уровня - всего два (в Самаре - шесть, в Перми - семь): "Реальный театр" и кукольный "Петрушка Великий". В прошлом году "Реальный театр", который по определению презентует срез реальной театральной ситуации в России, мог претендовать лишь на звание "всеуральского" - на большее не выделили финансов. Фестиваль переехал в Нижний Новгород, и его президент Олег Лоевский клялся и божился, что навсегда.

    "Коляда-plays" имеет международный статус, в нем участвуют 23 театра из России, Великобритании, Киргизии, Польши, Финляндии, Украины. "Представительство солидное", - удовлетворенно отмечают в областном минкульте.

    Первый такой "именной" фестиваль состоялся в Екатеринбурге в 1994 году, 16 уральских, московских и немецких театров играли спектакли по пьесам Николая Коляды. В то время он был именитым драматургом и начинающим режиссером. Через 14 лет Коляда - режиссер уже маститый, глава театра имени себя, родоначальник "уральской школы" современной драматургии. "Птенцы его гнезда" - выпускники Екатеринбургского театрального института по специальности "драматургия" - разлетелись широко, к примеру, Олег Богаев и Василий Сигарев - так до Лондона, где первого ставят, а второй получил престижную премию Evening Standard Theatre Award (вслед за Ванессой Редгрейв, Кевином Спейси и Эндрю Л. Уэббером). Поэтому Коляда своим президентским хотением расширил формат фестиваля: покажут спектакли еще и по пьесам его учеников, что даст возможность получить представление о современной русской драматургии.

    Масштаб фестиваля невиданный для Екатеринбурга. Полгода Коляда теребил чиновников, выбивал финансирование. Но - не срослось. Пришлось президенту фестиваля превратиться в спонсора и заложить квартиру в банке. В Коляда-театре упразднены выходные: артисты зарабатывают деньги на фестиваль. Они, по словам руководителя коллектива, "отнеслись с пониманием".

    - Кроме нас, никому ничего не надо, - констатирует Николай Коляда. - Чиновники мне говорят, что я не имею понятия о менеджменте и маркетинге, что этим должны заниматься профессионалы. Но я девять лет руковожу журналом "Урал", шесть лет - своим театром, я умею считать деньги, только на их жаргоне говорить не умею…

    Он с гордостью показывает призы фестиваля (пять тысяч рублей каждый), которые вручат за лучшие спектакль, режиссуру, мужскую и женскую роль. Это бронзовые Вифлеемские звезды вроде тех, что носят колядующие в ночь перед Рождеством. К каждой прилагается гвоздь, чтобы награду можно было повесить на стенку.

    - Я сам виноват, - кается Коляда. - Взялся за этот фестиваль и не могу допустить, чтобы он прошел кое-как. Нужно застолбить эту идею и сделать его ежегодным. Мне это важно. Для жизни.

    Мнение

    Петр Стражников, заместитель министра культуры Свердловской области:

    - Мы - третьи в списке соучредителей, и свои обязательства выполнили от начала до конца, выделив достаточно серьезные средства. Только что проверили прохождение денег через казначейство - все в порядке. Отдельные наши сотрудники только этим фестивалем и занимаются: оформляют документацию, решают оргвопросы. У оргкомитета фестиваля, надо признать, маловато опыта для такой серьезной акции, не хватает профессионализма.

    Поделиться