Почему до сих пор не принята трехлетняя программа развития здравоохранения в Вичугском районе, разбирался корреспондент "РГ".
В Вичугском районе еле-еле теплится жизнь в аграрном производстве. Разъехались по большим городам из-за унизительного уровня зарплат сотни рабочих промышленных предприятий. Но вот за что местному руководству никогда не было стыдно перед людьми, так это за состояние медицины. Даже в последние кризисные годы оно умудрялось развивать ее материальную базу, открыв поликлиники в поселках Каменка и Старая Вичуга. После банкротства текстильной фабрики имени Ногина в здании ее бывшего профилактория вичужане открыли сразу два новых отделения ЦРБ - неврологическое и глазной хирургии, а для привлечения в них хороших специалистов покупали дома и квартиры за казенный счет.
И вот теперь за то, что район всегда хвалили - усиленное внимание к здоровью людей, его же порицают на всех областных совещаниях. И призывают брать пример с соседнего Родниковского района. Там на 35 тысяч жителей приходится в больничных стационарах 35 коек круглосуточного пребывания. А в Вичугском районе - аж 120 при населении всего-то в 21,6 тысячи.
- Это 70-процентное превышение установленного норматива! - уличает вичужан уже который год руководство областного департамента здравоохранения.
И рекомендует переводить эти койки в режим так называемого стационарного обслуживания. То есть приковыляет утром бабуля к своему лечащему врачу, после уколов и процедур полежит на кровати часок-другой. И... топай себе, милая, ближе к дому. Это ж какая экономия бюджетных средств!
Спору нет, без ночлегов и питания лечение дешевле в разы. Но руководители районной администрации прекрасно понимают при этом и почти полную непригодность такой схемы для сельской местности с ее непролазными дорогами и автобусом до деревни раз в неделю. И сопротивлялись таким реформам до последнего. Но областное начальство, как известно, умеет убеждать муниципалов не только словами - бюджеты-то почти у всех дотационные. В итоге сочинила-таки районная администрация трехлетнюю "программу развития". А когда в нее вникли депутаты районного совета и главы сельских администраций, то схватились за голову.
Количество круглосуточных коек по ней уменьшается ровно вполовину - значит жители сел и деревень должны вообще забыть о стационарном лечении до той поры, пока не наступит кризисное обострение болезни (инсульт или, упаси бог, прободение язвы). Значит, у большинства пациентов остается только одна надежда - на своего деревенского фельдшера. Но и по сельским ФАПам предложенная "программа развития" нанесет удар.
В прошлом году в Вичугском районе уже три ФАПа закрыли из-за сложностей с лицензированием.
- Нет никакой возможности провести лицензирование по фельдшерским пунктам в поселке Дачное, деревнях Казаркино, Никулино, Семигорье, Федяево, Жирятино, Синие Гари, - заявила депутатам и сельским главам заместитель главы районной администрации Ольга Стрелкова. - Поэтому пойдем по пути укрупнения зон обслуживания. А в деревне Ломы в 2009 году откроем офис врача общей практики, что позволит сократить еще пять ФАПов, не соответствующих современным нормам.
Услышав такое, депутаты тут же взялись искать в программе строку о транспорте - не на своих же двоих ходить фельдшеру на уколы за десятки верст. Но такая строка, увы, отсутствовала. Опыт главы Сошниковской сельской администрации Ивана Васильева, который оснастил оба свои ФАПа велосипедами и беговыми лыжами, тоже почти никого из сидевших в зале не вдохновил. Фельдшеры в основном уже женщины в возрасте, каково им будет гонять на велосипедах по непролазным вичугским хлябям!
И в отношении офисов семейного врача как палочки - выручалочки в Ивановской области тоже почти ни у кого уже иллюзий нет. Да, таковому помимо всего прочего еще полагается и спецавтомобиль. Но вот открыли в прошлом году первые офисы в селах Порздни Лухского района, Мыт - Верхнеландеховского. Ликвидировали и там, и там по два прежде существовавших ФАПа.
Улучшилось при этом качество медобслуживания? Да, в самих этих селах и ближайших к ним деревнях - безусловно. Дипломированный врач, свои ЭКГ, лаборатории под рукой. Но сколько при этом только в двух названных сельских поселениях осталось деревень вообще без медицинского обслуживания? Дюжина как минимум, уверяют сельские главы, потому что, ну не проехать ни на каком автотранспорте в ту же зону обслуживания ликвидированного Криковского ФАПа даже в сухую летнюю пору. Или в деревню Жуковка, что в 12 километрах от Порздней с их, да, великолепным офисом, имеющим даже отдельный кабинет зубного врача и свой электрофорез.
К слову, в трехлетней вичугской программе немало заложено и хорошего. Это создание единой диспетчерской службы "Скорой помощи", отделения восстановительного лечения в ЦРБ. Но оплачивать это ценою закрытия стационаров и самого настоящего погрома сельской первичной сети вичугские депутаты не захотели. И вернули программу в администрацию для коренной ее переработки.
В последнее время, кстати, областные реформаторы медицины изменили свои позиции в отношении закрытия сельских ФАПов. А было время, после того как Росздравнадзор начал требовать отдельную лицензию для деятельности каждого ФАПа, в Ивановской области под угрозой закрытия оказалось аж 297 таких учреждений из имевшихся 353. И в облздраве рисовали схемы "реструктуризации" первичной сети, то есть урезания ее по максимуму. А взамен разработали программу открытия офисов врачей общей практики - по полтора на район за три года. Но скоро все убедились, что даже при 5 - 7-миллионных затратах на один такой офис качественного улучшения медицинского обслуживания сельчан на всей территории поселения не происходит.
- Поэтому решено 299 ФАПов любыми путями сохранить, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник управления лицензирования областного департамента здравоохранения Андрей Заярный. - Примерно 60 процентов из них уже получили лицензии. И сейчас мы предметно разбираемся с властями муниципалитетов по каждому из оставшихся. Чтобы выполнить только требования Госпожнадзора, региону требуется около миллиарда рублей - правда, по всем объектам муниципальной медицины, а не только ФАПам. Но при наличии воли и старания средства на это все же удается находить даже в самых депрессивных районах.