В агентстве Интерфакс на Тверской состоялась встреча руководства Центра политических технологий (ЦПТ) во главе с его президентом Игорем Буниным с журналистами ведущих московских изданий. Пресс-конференция была посвящена одной из самых актуальных тем современной экономической жизни страны - "Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России".
В ходе пресс-конференции состоялась презентация результатов одноименного социологического исследования, проведенного ЦПТ в апреле 2008 года.
В качестве метода исследования было выбрано так называемое экспертное интервью с представителями общественных организаций, аналитических агентств, научных институтов. В опросе также принимали участие юристы, депутаты Государственной Думы и представители СМИ - всего 30 экспертов.
Рейдерство названо в докладе ЦПТ одной из основных проблем современной российской экономики - оно подрывает уважение к правам собственности, резко ухудшает инвестиционный климат в стране и международный имидж отечественного бизнеса. Борьба с ним осложняется тем, что, как утверждают специалисты ЦПТ и их респонденты, переделом собственности в последние годы, по мнению Игоря Бунина, "занимаются госчиновники и средний бизнес - те, которые не успели к первоначальному разделу пирога". И это притом, что исконные причины рейдерства до сих пор не искоренены. Таковыми Бунин назвал "коррупцию, слабость судов, демократических и рыночных институтов, правоохранительной системы, низкий уровень предпринимательской культуры".
Эксперты ЦПТ считают рейдерство сложнодоказуемым, "интеллектуальным" видом преступлений, распространенным в самых различных странах. По их мнению, в государствах с развитой рыночной экономикой, стабильным законодательством, невысоким уровнем коррупции и цивилизованными предпринимательскими традициями рейдерство находится на периферии, не превращаясь в системную проблему. В странах же с "переходными" экономиками незаконный передел собственности носит системный характер и представляет значительную угрозу. По данным ЦПТ, в год совершается более тысячи рейдерских захватов, а количество обвинительных приговоров, вынесенных за это время рейдерам, не дотягивает и до сотни.
Рейдерство в России, как подчеркивалось в докладе, опираясь в своих методах на административный ресурс и высокий уровень коррупции, становится более похоже сегодня на "беловоротничковый" уголовный промысел, совершаемый организованными преступными группами. С одной стороны, подобные тенденции ведут к еще большей криминализации данного явления, что повышает его общественную опасность. С другой стороны, упрощение рейдерских схем облегчает борьбу с этим явлением - разумеется, при наличии достаточной политической воли.
Считается, что в нынешних условиях в стране существуют четыре основных способа захвата предприятия: через акционерный капитал - в этом случае рейдеры покупают миноритарный пакет акций и начинают оказывать давление на собственников; через наемное руководство, которое по указке рейдеров выводит активы на подконтрольные захватчикам структуры; через кредиторскую задолженность и путем оспаривания итогов приватизации.
Однако наиболее опасными эксперты называют сочетания различных приемов. Примером такого "комбинированного" метода, как рассказали представители ЦПТ, может служить серия пока безуспешных попыток захвата крупнейшего в России производителя и экспортера аммиака "Тольяттиазот" (ТоАЗ) (Самарская область). Авторы исследования отмечают, что атака на завод началась в 2005 году и совпала по времени с покупкой 10 процентов его акций компанией Synttech. Вице-президент ЦПТ Алексей Макаркин отметил, что она "сопровождалась возбуждением целого ряда уголовных дел в отношении руководства ТоАЗа, многочисленными проверками со стороны различных госструктур и правоохранительных органов, обысками и выемкой документов, оспариванием итогов приватизации, многомиллионными налоговыми претензиями, исками "подставных" фирм на основе подложных документов, целью которых был арест акций предприятия".
Характерной чертой "комбинированного" метода, по мнению экспертов, является и другая важная составляющая. Игорь Бунин привел в пример ставший достоянием гласности факт давления на судью Высшего арбитражного суда РФ - от первого заместителя председателя ВАС Елены Валявиной требовали отменить ее правомочное решение об освобождении от ареста акций "Тольяттиазота". "Это особенно опасно, как пояснил Бунин, что после рейдеров-частников, воюющих друг с другом, рейдерством стали заниматься представители государственной власти".
Выступавшие на пресс-конференции упомянули другие примеры, так или иначе дополняющие или иллюстрирующие представленное исследование. В качестве примеров брались не только последние события, происходящие вокруг таких компаний, как "Тольяттиазот", "Ист-Лайн", "Эльдорадо", "Арбат-престиж", ФГУП "Казанский протезно-ортопедический завод", Новосибирский авиаремонтный завод (НАРЗ), но и другие, которые, по мнению выступавших, носят либо достаточно типичный характер, либо имеют особо отличительные черты.
Однако, по мнению авторов исследования, это не означает, что нужно опускать руки. Наоборот, сегодня крайне актуально принятие новых законодательных актов, которые ликвидировали бы существующие лакуны. В действующем уголовном кодексе нет статьи, наказывающей за рейдерство. И хотя судьи находят способы наказать участников криминального захвата, используя статью 159 (мошенничество), 163 (вымогательство), 179 (принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения), 330 (самоуправство) и 327 (подделка документов), далеко не всегда удается "подвести" то или иное деяние под конкретную статью УК.
На сегодняшний день существует целый ряд законопроектов, поправок в уже действующие законодательные акты и других документов, призванных в той или иной степени изменить ситуацию и способствовать созданию антикорупционной и антирейдерской, в частности, законодательной базы в экономике страны. Среди последних в докладе упомянуты поправки в Уголовный кодекс РФ, внесенные группой депутатов Госдумы, предусматривающие ужесточение наказания за "преступные действия, направленные на приобретение контроля над активами юридического лица". Речь идет о наказаниях вплоть до лишения свободы сроков до 20 лет.
Впрочем, как отмечали выступавшие, самые хорошие законы не будут работать без эффективной правоприменительной практики и, что неоднократно подчеркивалось в докладе, без политической воли руководства страны. А таковая, похоже, есть. Это доказывает тот факт, что президент России Дмитрий Медведев возглавил недавно Совет по противодействию коррупции, заявив о намерении противопоставить ей "системный ответ", и постановил создать рабочую группу "по вопросам совершенствования законодательства РФ в судебной системе". "Основная цель - добиться независимости суда на деле, - заявил Медведев. - Нам необходимо рассмотреть целый комплекс вопросов, направленных на искоренение неправосудных решений, которые возникают в результате различного рода давления, звонков и, что греха таить, за деньги".