27.05.2008 02:00
    Поделиться

    Муниципалитеты не хотят передавать управление жилым фондом частникам

    В частной собственности сосредоточено уже 80 процентов жилого фонда страны. Тем не менее реальный контроль на рынке жилищно-коммунальных услуг по-прежнему осуществляют муниципалитеты, всячески тормозящие приход в эту сферу частных управленцев.

    До 1 мая нынешнего года должна была состояться полная передача жилищного фонда страны под управление частных компаний. Там, где собственники не сумели организоваться и выбрать способ управления самостоятельно, конкурсы по привлечению УК обязаны были провести муниципалитеты.

    Однако, вместо нескольких тысяч конкурсов в масштабах страны, которые должны были пройти до 1 мая, реально проведены только две с половиной сотни.

    Подобная ситуация кажется парадоксальной лишь на первый взгляд, констатировали участники всероссийской конференции "Система управления жилищным фондом России", организованной при участии Госдумы, Совета Федерации, Торгово-промышленной палаты, "Деловой России". Дело в том, что население по-прежнему не стремится ни объединяться в товарищества собственников жилья, ни самостоятельно управлять своими домами. Большинство хочет одного: платить посильную, не слишком большую квартплату и получать за нее стандартный набор услуг сносного качества. А кто будет это все организовывать, жителям по большому счету все равно. А чиновникам такая позиция жильцов только на руку.

    Далеко не все частные компании готовы работать открыто и прозрачно

    Тем более что обещанное авторами реформы "повышение эффективности эксплуатации жилого фонда", которое теоретически обеспечат частные УК (если сказать человеческим языком - те же услуги за меньшие деньги), на деле нередко оборачивается ростом оплаты за жилье. При прежнем или даже худшем уровне услуг.

    Впрочем, в некоторых регионах, где реальный перевод на частные рельсы все же состоялся, городские бюджеты оказываются в явном выигрыше. "Когда мы выходим на конкурс, мы вынуждены обещать собственникам "вписаться" в муниципальный тариф, - рассказал вчера руководитель одной из тюменских УК Виталий Субботин. - Если плохо работаем - жители через год с нами просто расторгнут договор".

    В Калининграде, где тоже к управлению многоквартирными домами "допущены" частники-профессионалы, удалось сократить и управленческие издержки, и даже сдержать, а кое-где и снизить тарифы на коммунальные ресурсы. Так во всяком случае утверждал в своем выступлении президент областной Ассоциации работников ЖКХ Леонид Примак. По его словам, проведя работы по оптимизации затрат на содержание жилья (установка счетчиков, утепление), управляющие компании сумели увеличить свою прибыль, не поднимая квартплату для жителей. А учет электроэнергии по освещению общих мест пользования привел к уменьшению доли этих расходов в общих платежах за электричество с 45 до 30 процентов - так что некоторые компании сумели предложить жителям тариф на эту услугу на 5-10 процентов ниже муниципального.

    Профессиональное управление жилым фондом, конкуренция на этом рынке - все это, еще вчера казавшееся сугубо теоретическими выкладками сторонников коммунальной реформы, сегодня медленно, со скрипом, но начинает становиться реальностью.

    Но говорилось на форуме и о другом. Что далеко не все компании готовы работать открыто и прозрачно. А потому, по мнению представлявшего ТПП Андрея Широкова, договоры собственников как с управляющими организациями, так и с поставщиками коммунальных ресурсов должны носить публичный характер. Об этом должны позаботиться законодатели, внеся соответствующие поправки в Жилищный кодекс и другие законы.

    Поделиться