Если мысленно сравнить две картинки "В каком мире мы живем" и "В каком мире мы хотели бы жить", то очень несложно будет найти множество отличий. Помимо прочих, солнце, чистый воздух, прозрачная вода и зеленые лужайки наверняка будут отсутствовать в одной из них и присутствовать во второй. Эти отличия и есть экология. Четвертый закон экологии гласит: "Ничего не дается даром. Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем - как своим, так и потомков". Демографическая ситуация в стране свидетельствует о том, что счета на оплату уже предъявлены.
Сегодня более 140 городов России имеют степень загрязненности "высокую" и "очень высокую". В течение последних 10 лет население России сокращается в среднем на 600-800 тысяч человек в год. Из-за плохой экологии умирают ежегодно более 350 тысяч россиян. Только загрязнение воздуха на территории РФ стоит нам 85 тысяч жизней в год. Ученые констатируют: практически не осталось не загрязненных открытых источников питьевой воды.
На сегодняшний день на экологически неблагополучных территориях в России проживает 64 миллиона человек. Ежегодно промышленных отходов в России прибавляется на 2 миллиарда тонн. Одних только химически опасных веществ мы подвергаем прямому захоронению более 100 миллионов тонн в год.
При этом нужно сказать, что руководство страны понимает суть проблемы. На заседании Совета безопасности России 30 января 2008 года признавалась необходимость серьезного изменения эффективности государственного управления, контроля и надзора в природоохранной сфере, наличия национальных проблем в области экологии и проблем глобального вызова.
Была озвучена одна из самых важных причин нынешней ситуации - межведомственная неразбериха в вопросах всего, что касается экологии. За последние 10 лет cлужба, призванная отвечать за экологию и природоохранную деятельность, подвергалась пяти переименованиям и переподчинениям. И результатом каждого переименования и переподчинения становилось усечение функций, прав, полномочий cлужбы в пользу "природопользования" в ущерб "природосбережению". В пользу чиновников, перетаскивающих от cлужбы права под свое кресло, чтобы сделать его повыше.
Не стала исключением и нынешняя реорганизация. Прежде всего не устранено главное противоречие - сохранение под крышей одного ведомства природоохранных и природопользовательских функций. В условиях "сырьевой" экономики функция природопользования является доминирующей для нынешнего объединенного МПР. Это показатель эффективности ведомства.
С другой стороны, экологический контроль в лице Росприроднадзора, как ни подходи к этому вопросу, неудобный тормоз и лишние хлопоты на этом пути. Понятно, что об эффективной контрольной и надзорной экологической работе в этой ситуации не может быть и речи. В лучшем случае можно говорить лишь о бесконечных согласованиях тех или иных вопросов между заинтересованными ведомствами, призванными обеспечить баланс сил, труднодостижимый на фоне всеобщего убеждения в том, что именно бурное развитие недропользования обеспечивает нам высокий рост ВВП.
Суть рыночной экономики заключается в том, что когда отсутствует реальная цена или экономическая оценка, игнорируется экономическая составляющая в процессе принятия соответствующих решений. У нас нет жестких цен и стоимостных оценок экологического ущерба. Это означает, что заболеваемость и смертность людей от плохой экологии, деградация природы, истощение природных ресурсов, различные смежные ущербы просто не учитываются в процессе принятия хозяйственных решений, разработки программ и планов развития. Большинство развитых стран уже начали переход на более объективные критерии оценки, учитывающие эти факторы. К примеру, если при оценке роста ВВП в России применить экологически скорректированные показатели, то он может оказаться не столь высоким, а скорее даже отрицательным.
При всем этом нужно понимать, что пренебрежение вопросами собственной экологии может обойтись России дорого в прямом смысле. Ожидается, что в продолжение Киотского протокола будут приняты документы, вводящие санкции за нарушение экологических норм. К странам - нарушителям могут быть приняты различные меры воздействия от экономической изоляции вплоть до военных. Россия является частью глобального мира, поэтому рано или поздно международное сообщество найдет способ предъявить нам счет за безжалостную эксплуатацию собственной природы. Поскольку речь пойдет о выживании человечества.
Данный принцип заложил фундамент "зеленой" экономики, которую строят сегодня наиболее цивилизованные страны мира. К примеру, вклад экологического бизнеса в ВВП стран G7 составляет от 10 до 24 процентов. Стоимость рынка экологических услуг составляет около 580 миллиардов долларов в год с прогнозом роста более 700 миллиардов к 2010 году. По объему это сравнимо с такими отраслями, как фармацевтика и аэрокосмическая промышленность. Доля России на этом рынке чуть больше 0,1 процента. США перерабатывают в полезные ресурсы сегодня более 60 процентов своих отходов, Япония и Германия - почти 80. В России уже накоплено более 90 миллиардов тонн промышленных отходов и до сих пор практически единственным способом утилизации бытовых отходов является захоронение на свалках.
Тем не менее к решению всех своих проблем Россия готова. В проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отдельный раздел "Экологизация экономики и экология человека" посвящен пошаговым мерам по решению поставленных задач. Это поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех техногенных источников, создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, эффективность ресурсопотребления.
С учетом объема и масштабности проблем эта работа не может носить революционный характер. Надо свыкнуться с мыслью, что ее реализация может занять десятилетия, и это еще один аргумент, что приступать к работе надо немедленно, чтобы иметь шанс увидеть результаты. Уже сейчас полноценное и самостоятельное экологическое ведомство должно работать над принятием свода экологических законов - Экологического кодекса Российской Федерации, помогать формированию институтов экологического аудита и экологического страхования. Поэтапное введение в действие Экологического кодекса и налоговые льготы предприятиям на период перехода на наилучшие существующие доступные технологии позволят осуществить эволюционное решение, соблюсти баланс интересов государства и бизнеса, а значит, и нам дать шанс жить в мире из "второй картинки".