28.05.2008 03:10
    Поделиться

    В погоне за прибылью прикамские работодатели нередко забывают о безопасности собственных сотрудников

    В погоне за прибылью работодатели нередко забывают о безопасности собственных сотрудников

    Недавно в Прикамье произошло сразу два трагических случая, каждый из которых так или иначе связан с нарушением техники безопасности. Первый - на автодороге Пермь - Березники, где во время испытаний сорокатонной установки "Смерч" погибли трое рабочих "Мотовилихинских заводов". Второй эпизод был на одном из краснокамских предприятий, сотрудник которого получил смертельную травму на конвейерной ленте.

    Какую ответственность несут работодатели, нарушающие законодательство о труде? На эти и другие вопросы корреспонденту "РГ" ответил руководитель Государственной инспекции труда в Пермском крае Марсель Рахматуллин.

    Российская газета: Марсель Наильевич, насколько актуальна в нашем регионе тема производственного травматизма?

    Марсель Рахматуллин: В последние три-четыре года мы утешали себя тем, что в Прикамье наблюдается устойчивая тенденция к снижению не только общего травматизма, но и с тяжелыми последствиями. Вместе с тем ежегодно на предприятиях края получают травмы более двух тысяч человек, из них более ста - погибают, около трехсот становятся инвалидами.

    Если же говорить о данных за этот год, то они бьют наотмашь: в первом квартале произошло более шестидесяти несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в которых погибли двадцать девять человек.

    РГ: В чем причина столь печальной статистики?

    Рахматуллин: Причин тут несколько, но основными, на мой взгляд, являются две. Это ограничение влияния государства на развитие экономики и отсутствие четкого механизма по усилению финансовой заинтересованности работодателей в улучшении условий труда. При этом износ основных фондов на предприятиях приближается уже к 80 процентам, а уровень технологической дисциплины, напротив, - к самым низким отметкам. Наконец, нельзя не упомянуть и про непрекращающиеся процессы реорганизации предприятий, частые смены собственников. В результате на заводы приходят люди, которые, принимая цеха и мастерские во "временное пользование", не проявляют особой заинтересованности в том, чтобы внедрять современные технологии и закупать новое оборудование.

    РГ: Какие отрасли в этом смысле входят в так называемую "группу риска"?

    Рахматуллин: Нас крайне тревожит состояние дел в строительной отрасли, которая является лидером по количеству смертельных травм на производстве. В 2007 году рабочие падали с высоты, погибали при обрушениях и обвалах, становились жертвами движущихся и вращающихся машин, умирали от воздействия электрического тока.

    Мы проводим расследования по каждому из таких эпизодов. Их результаты показывают, что причиной многих происшествий является неудовлетворительное отношение руководителей всех уровней к соблюдению законов о труде. К примеру, на ФГУП "Племенной конный завод "Азинский", что в Чернушинском районе, тепличный комплекс обогревается котельной, а в качестве топлива используется природный газ. При проведении сварочных работ в полости конденсатосборника произошел взрыв, в результате которого пострадали семь человек, из них четверо погибли. Как показало расследование, трагедии могло бы и не случиться, если бы каждый на своем рабочем месте в полном объеме выполнял трудовые обязанности. Это означает, что необходимо было произвести замеры воздушной среды на содержание нефтепродуктов, удалить из емкости конденсат, допустить к сварочным работам обученных и аттестованных сотрудников, выдать наряд-допуск на производство работ повышенной опасности и так далее. Таких примеров - огромное множество. Понятно, что наша инспекция привлекает нарушителей к административной ответственности, налагает на них штрафы, запрещает эксплуатацию неисправного оборудования.

    Однако этого мало. Для комплексного решения проблемы необходимо, на наш взгляд, разработать Федеральную программу по охране труда, при регистрации предприятий обременить их обязательным условием, связанным с решением вопросов по охране труда, а также ужесточить меры воздействия по отношению к работодателям, допустившим несчастный случай.

    Только в первом квартале этого года на предприятиях Прикамья погибли 29 человек

    РГ: Стремятся ли руководители скрыть или, напротив, обнародовать информацию о несчастных случаях на производстве?

    Рахматуллин: По понятным причинам они нередко делают все для того, чтобы информация о ЧП не стала достоянием гласности. Так, не было своевременно сообщено в Гострудинспекцию о семи несчастных случаях с тяжелыми последствиями, из которых один - со смертельным исходом. Они выявлены в ООО "Амикон-Сервис", ЗАО "Пермский пружинно-рессорный завод", ЗАО "Пермьгеологодобыча" и в филиале Западно-Уральского банка Сбербанка России. Или такая ситуация: когда в Пермском ТЮЗе один из актеров получил тяжелую травму, то комиссия театра провела расследование без участия Гострудинспекции - она даже не направила в наш адрес соответствующего извещения. Хочу напомнить: при обнаружении подобных фактов мы обязательно привлекаем должностных лиц к ответственности, поскольку они нарушают "Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

    РГ: Ваша инспекция, насколько мне известно, курирует и другие вопросы, относящиеся к трудовому законодательству, в частности, оплату труда. Все ли благополучно в Пермском крае в этом вопросе?

    Рахматуллин: Увы. На 1 апреля 2008 года суммарная задолженность по зарплате составила 67 миллионов рублей.

    РГ: Есть ли среди должников предприятия бюджетной сферы?

    Рахматуллин: Нет, бюджетной задолженности по оплате труда в нашем регионе сегодня не существует. Самые большие суммы долга образовались в машиностроительном и целлюлозно-бумажном комплексах - речь идет в основном о предприятиях-банкротах. К примеру, на заводе имени Дзержинского рабочие до сих пор не получили 30 миллионов рублей. Вишерская бумажная компания недоплатила своим сотрудникам около 17 миллионов, хозяйство "Лобановское", что Пермском районе, - более двух миллионов. Все эти предприятия находятся под контролем Гострудинспекции.

    РГ: Какие меры, кроме административных штрафов, принимаются по отношению к работодателям, которые своевременно не выплачивают зарплату?

    Рахматуллин: Думаю, весьма строгие. Так, в этом году мы направили в прокуратуру четыре материала для привлечения нерадивых работодателей к уголовной ответственности, причем один из них - директор ООО "ПМК №14" - уже наказан по статье 1451 Уголовного кодекса. Суд приговорил его к лишению свободы сроком на один год условно.

    РГ: Как часто нарушаются трудовые договоры на предприятиях Прикамья?

    Рахматуллин: Случаются, и очень часто. Перечислять всех нарушителей не имеет смысла, назову лишь самые типичные огрехи, в которых уличаются работодатели. Так, нередко руководители производств сознательно или по незнанию забывают знакомить сотрудников с правилами внутреннего распорядка под роспись. Бывает, что на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя, отсутствует подпись работника, подтверждающая получение им своего экземпляра. Порой в организациях не ведется книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, а также отсутствуют записи о переводе на другую постоянную работу и повышении квалификации.

    Или вот пример: работнице в день увольнения не была выдана трудовая книжка. Как результат: женщина не смогла устроиться на новое место работы и посчитала, что ее права нарушены. Мы проверили эти факты и привлекли безалаберного работодателя к административной ответственности, наложив на него штраф. Любопытно, что для него, как и для многих его коллег, наши требования по наличию документации, в том числе должностных инструкций по охране труда, стали открытием.

    Наконец, нередки случаи, когда работникам не выплачивают окончательный расчет в день увольнения - эти нарушения в основном присущи малым и средним предприятиям, руководители которых относятся к трудовому законодательству, мягко говоря, безответственно. Стремясь к всемерной экономии, они не принимают специалистов службы охраны труда, но зато нередко привлекают к работе мигрантов, руководствуясь принципом: мало ест, мало спит и круглосуточно пашет. Правда, в последнее время внимание к труду мигрантов, в том числе с нашей стороны, усилилось, однако нам важно, чтобы изменения шли не под давлением надзорных органов, а осознанно. И чтобы система управления охраной труда наконец-то начала соответствовать новым экономическим отношениям.

    Поделиться