28.05.2008 00:59
    Поделиться

    Столичный режиссер Андрей Житинкин поставил в Челябинске премьеру всего за пять репетиций

    "Портрет Дориана Грея" - первая премьера в Челябинском театре драмы после скандальной отставки художественного руководителя Владимира Гурфинкеля.

    "Дориан Грей" появился в афише театра драмы внезапно: после громкого ухода худрука нужно было срочно загрузить труппу и все технические цехи какой-нибудь творческой и увлекательной работой. Загрузили так, что театру теперь не продохнуть до Нового года: выпущенный в конце мая "Дориан Грей" еще не последняя премьера в этом сезоне.

    Поставить спектакль в Челябинске по знаменитому роману Оскара Уайльда предложили не менее знаменитому режиссеру Андрею Житинкину. Он уже ставил с кассовым успехом аналогичный "Портрет" в Театре на Малой Бронной еще в 2001 году, в собственной инсценировке "по мотивам одноименного романа". Однако столичный режиссер катастрофически занят, в его напряженном творческом графике нашлось немного крошечных "окон", чтобы собрать и выпустить полноценный спектакль, пусть и на знакомом ему материале. В итоге Житинкин умудрился поставить в Челябинске "Дориана Грея" за пять с половиной репетиций. Впрочем, наш театр драмы и его нынешнее руководство были заранее готовы сделать такой экстремальный творческий шаг.

    "ПортретЕ" играют одним составом, в заглавной роли - Степан Арефьев, молодой артист, недавно появившийся в театре и успевший до сих пор явиться публике лишь в малозначительных ролях с репликами типа "кушать подано". Однако его Дориан пока еще очень мало напоминает литературного героя, так же, как весь спектакль имеет мало общего с утонченной и мистической прозой Оскара Уайльда.

    Житинкин даже отказался от показа самого портрета: сначала он стоит "спиной" к зрителю, потом его задвинут на чердак, где под черным покрывалом случайно обнажится девственно белый холст. Автор спектакля явно хочет сказать, что акценты действия расставлены на внутренних превращениях героев. На превращении чистого как хрусталь и прекрасного, как херувим, юноши в безобразного и мерзкого морального урода. Превращение происходит, как ему и положено, под влиянием Лорда Генри (Борис Петров), скучающего гедониста, скептика и острослова. Борис Петров здесь выглядит, пожалуй, органичнее всех: профессионализм выигрывает даже в пяти с половиной репетициях.

    От Оскара Уайльда, проповедующего философию эстетизма, в спектакле Житинкина остался именно что эстетизм. Изящная декорация, изящное цветовое решение: белый фон, черные костюмы, красная роза в руках у Лорда Генри. Однако эстетизм вышел довольно внешний, путающий аристократизм с манерностью, мистику с мелодрамой. Тем не менее "Портрет Дориана Грея" сложился - благодаря жанровому чутью постановщика и продуманной драматургии действия. Как только длинный эстетско-философский диспут Дориана Грея и Лорда Генри начинает утомлять внимание зрителя, сцена тут же меняется на что-нибудь оживленное. Из таких коротких сцен будет состоять весь спектакль, они придают ему пружинистый, нескучный ритм. У театра драмы появилась еще одна красивая и славная постановка, с громким именем режиссера на афише.

    Поделиться