Форму белых офицеров и кожанки старых большевиков примерили на себя вчера в Москве члены либерального клуба "Единой России" "4 ноября", пока обсуждали проблемы ротации кадров.
Дискуссия о том, что делать с кадрами, которые в российской политической традиции решают все, с самого начала не обещала быть простой.
Собственно, один из основателей клуба, глава Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, уже небольшим вступительным словом сумел "зажечь" аудиторию. А он всего-навсего грустно констатировал, что "право не стало инструментом общественной жизни в стране" и предложил не только бороться за обновление кадрового состава в "Единой России", но и подумать о механизмах ротации для региональных элит, которые бы, кроме всего прочего, "обеспечивали их уход в отставку". Моментально разгоревшиеся в зале страсти можно объяснить только тем фактом, что в "Единой России" тема ротации кадров, процедура вступления в партию и критерии оценки эффективности работы руководства в последние три недели обсуждаются особенно активно, на всех трех клубных площадках партии и в СМИ, так что у собравшихся явно накопилось.
"Мы уже разрушили один раз институциональную систему России", - зловеще начал замдиректора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Иосиф Дискин. Но затем он без колебания разнес и существующую систему. "В целом ряде регионов сложилась квазипатриархальная система, контрэлита не имеет никакого голоса, и на демократические механизмы, обеспечивающие ротацию снизу, рассчитывать не приходится". Он полагает, что "необходимо создавать федеральные гарантии для выживания контрэлит".
"Партия должна осознавать, что она формировалась в условиях жесткого противостояния, мы помним, что еще несколько лет назад в некоторых регионах шли бои, а многие эксперты называют этот период завершением холодной гражданской войны. И естественно, что те кадры, которые были необходимы в этот период чрезвычайщины, должны уйти", - вернул собравшихся к партийным проблемам глава ФЭПа Глеб Павловский. "В частности, в партии оказалась масса очень ценных болельщиков, - заметил Павловский, - но мы переходим к решению нормальных задач, и носители ненормальностей должны искать себе другую работу, в частности, бизнес - там ненормальность приносит очень хороший доход". Однако депутат-"единоросс" Сергей Марков считает, что высокопоставленные чиновники или политики могут уходить не только в бизнес, но и в экспертные структуры, как это принято на Западе: "Мы должны создать прецеденты, когда люди уходят не совсем, а в своеобразный кадровый резерв". Хотя Марков согласен с Плигиным, что отсутствие своеобразного механизма амнистии создает ситуацию, когда "разговоры о ротации вызывают боязнь понести наказание за совершенные ими деяния".
"Не пора ли нам перейти к обсуждению персонального состава тех, кого следует подвергнуть ротации, в конце концов, для чего же еще нужны клубы?" - лукаво поинтересовался Павловский. Марков чуть покраснел, но ехидный намек выдержал: "Да, обсуждение персонального состава это увлекательнейшее занятие, но хотелось бы, чтобы ротация стала повсеместной". "Прежде чем ротировать одного губернатора в другую область, предлагаю давать амнистию за всю деятельность в предыдущей", - с невинным видом заявил депутат ГД Андрей Макаров под одобрительный хохот. Правда, Макаров не только шутил, но и серьезно уверял, что, прежде чем говорить о ротации, нужно сначала оценить систему подготовки кадров: "Пока у нас существует только один критерий - питерская юридическая школа, но ведь на все должности в стране ее выпускников не хватит". "Важнейшее заявление сделал!" - с юмором отреагировал выпускник юрфака ЛГУ Владимир Плигин.
"Я вот себя здесь чувствовал белым офицером, который не успел на последний пароход, уходивший из Крыма, - задумчиво начал член политсовета СПС Борис Надеждин, - а потом послушал вас и понял - вы мыслите совсем как я!" "Белый офицер, перешедший на службу новой власти здесь я, бывший секретарь парткома, - тут же отреагировал замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, - а вы - старый большевик, которого вычистили!"
Попререкавшись, оба оратора перешли к конкретике. Надеждин выдвинул идею ограничения пребывания губернаторов двумя сроками, ну а лучшим критерием ротации он считает максимально честные и прозрачные выборы. А Жарихин полагает, что "единороссам" пора над собой поработать: "Надо создавать механизмы горизонтальной и вертикальной мобильности внутри партии, а вырабатывать их через внутрипартийную дискуссию. Коль скоро партия занимает позицию доминантной, другого выхода у нее нет, иначе она откочует из правящей партии в партию при власти".