29.05.2008 00:45
    Поделиться

    Владимир Алекно: Сегодня в игровых видах трудно выиграть, не имея права на ошибку

    Мужская волейбольная сборная России продолжает подготовку к стартующему в середине июня розыгрышу Мировой лиги-2008 - последнему турниру в преддверии главного старта четырехлетия. В ближайшие выходные команда возвращается с двухнедельных сборов в Финляндии и "садится" на тренировочную базу в Одинцове.

    Напомним, что на групповом этапе Мировой лиги, который пройдет с 13 июня по 20 июля, россияне сыграют с командами Кубы, Италии и Южной Кореи. Матчи первого тура с участием нашей сборной - 14-15 июня в корейском городе Сувон.

    Впрочем, сейчас все ожидания связаны с грядущей Олимпиадой. На фоне Игр в Пекине значение нынешней Мировой лиги явно померкло. О готовности сборной побороться за победу в Китае мы беседуем с главным тренером Владимиром Алекно.

    "Серебро" совсем не в цене

    Российская газета : Владимир Романович, давайте немного вернемся в прошлое. Насколько тяжело вам далось решение оставить "Динамо" и принять сборную?

    Владимир Алекно : Несколько ночей вообще не спал. Я считаю себя ответственным человеком и долго взвешивал все "за" и "против". Но в голове маячила только одна мысль: "Это твой шанс". С другой стороны, до того момента я ведь никогда не тренировал национальную команду, у меня не было такого опыта. Но считаю, что все сделал правильно, когда давал добро.

    РГ : Почему, на ваш взгляд, не получилось создать боеспособную команду у вашего предшественника Зорана Гайича?

    Алекно : Как бы то ни было, а Гайичу нужно отдать должное. Он взял на себя риск, как когда-то и я в "Динамо", пойдя на омоложение состава. Вот только готова ли была на тот момент молодежь играть ключевые роли? Лично я в этом не уверен. Конечно, незаменимых людей нет, но не будем лукавить: сегодня результат могут дать те, кто умеет это делать. А он нужен был. За полгода моего "правления" сборная провела три крупных турнира и завоевала три "серебра". Само собой все мы максималисты, и все хотим большего. Но, поверьте, все могло сложиться и гораздо менее приятно. Намного-намного хуже. Для многих людей вторые места уже неинтересны. Есть стремление быть первыми, и это своего рода двигатель прогресса.

    РГ : Ради сборной вы оставили "Динамо". Можете ли сказать, что это решение было правильным?

    Алекно : Думаю, здесь я допустил ошибку. Оставался месяц до окончания сезона, и я попросил федерацию дать мне возможность доработать с клубом. Попросил, потому что выиграл с командой Кубок страны, а впереди значились "Финал четырех" Лиги чемпионов и решающие матчи внутреннего чемпионата. Можно было бы спокойно уйти из клуба победителем. Но я был уверен, что выиграю и то и другое. В течение месяца, что я отсутствовал в клубе, подготовил план развития сборной, провел определенную работу по национальной команде, видя при этом, что "Динамо" с моим помощником движется не в том ритме. Я очень хотел выиграть Лигу, и федерация дала мне возможность доработать сезон в клубе. В итоге пришлось разрываться, и "Динамо" это не пошло на пользу. Оба турнира я проиграл.

    РГ : Не так давно вы возглавили казанское "Динамо-ТТГ". Больше не хочется быть освобожденным тренером сборной?

    Алекно : Лично для меня быть освобожденным - не лучший вариант. Возможно, в определенной степени это и правильно, ведь все твои мысли только о сборной. Но в плане личной готовности, практики, чего угодно, я проиграл. Скажу честно, если бы была возможность все вернуть обратно, пожалуй, не согласился бы оставить столичное "Динамо".

    РГ : Как федерация отреагировала на ваше решение?

    Алекно : Прежде чем я подписал соглашение с казанцами, естественно, мы разговаривали с руководством российского волейбола. Я объяснил, что для меня это важно, и мне пошли навстречу. Однако сейчас, само собой, все силы направлены на сборную и на подготовку к предстоящей Олимпиаде.

    Нам нужна команда, а не сборная

    РГ : Какую главную проблему выделили для себя, когда приняли национальную команду?

    Алекно : Во многом сделать определенные выводы помогли итоги неудачного выступления сборной на чемпионате мира. Я видел, что игроки технически готовы, а вот команды у нас не было. В состав были возвращены Вадим Хамутцких и Сергей Тетюхин. С такими людьми и создается тот командный дух, который необходим. Сегодня, в преддверии Олимпиады, эта задача представляется мне определяющей.

    РГ : То есть вы хотите сказать, что за три турнира, проведенных под вашим руководством, командного коллективизма пока добиться не удалось?

    Алекно : Эта проблема стоит остро во всех командных видах спорта. Той идеальной командной модели, которой хотелось бы мне, пока нет.

    РГ : В качестве идеальной модели можно назвать, наверное, бразильцев?

    Алекно : Они не эталон, но у южноамериканцев есть чему поучиться. Поверьте, там люди тоже много недорабатывают, недоигрывают, но только лишь в своих клубах. Стоит им собраться под национальным флагом, как тут же они прекращают ошибаться, становятся профи экстра-класса. В чем причина? Они - настоящая команда. Есть дух, понимаете? Жиба отнюдь не лучший технарь в мире. Остальные также недалеко от него ушли. Но в сборной все они - лидеры мирового волейбола, потому что отношение друг к другу строится иначе. Это очень важно.

    РГ : Чего в таком случае не хватает нашим?

    Алекно : Допускаю, что они относятся к волейболу как к работе. Спортсмены идут на тренировки и на игры, потому что надо идти. Они обязаны это делать, потому что получают зарплату. Для меня понятно, что создание микроклимата и решение психологических проблем во сто крат важнее тренировочного процесса. Необходимо создать такую атмосферу, когда волейболист с удовольствием принимает физические нагрузки. Вот эта магическая палочка должна быть в руках тренера, и я ее обязательно найду.

    РГ : Ответственность перед болельщиками сейчас, за несколько месяцев до старта Олимпиады, чувствуете?

    Алекно : Еще как. Наверняка ее чувствуют и главные тренеры других наших сборных. Как думаете, почему так выстрелил российский баскетбол минувшей осенью?

    РГ : Ожидания побед были скромнее?

    Алекно : Вот именно. Мужскую команду наверняка перед чемпионатом Европы "отправляли" где-нибудь на итоговое четвертое место. Посмотрим теперь, что будет в Пекине. Я глубоко уверен, что сегодня в игровых видах трудно выиграть, не имея права на ошибку. Хоккей с футболом затюкали до того, что там до недавнего времени ничего не выигрывали.

    РГ : Но вы же понимаете, что в Пекине от вашей сборной все будут ждать только победы?

    Алекно : Вспоминается фраза Владимира Высоцкого: "Хорошо, что чего-то ждете еще". Эти ожидания характеризуют уровень развития волейбола в нашей стране. Но если я поставлю игроков в рамки, ничего хорошего из этого, скорее всего, не выйдет и боеспособную команду мы вряд ли получим. Расскажу вам одну историю. В мой первый год работы в "Динамо" мы добрались до пятого финального матча в противостоянии с белгородским "Локомотивом". Так вот, перед решающей встречей я залетаю в раздевалку, чуть ли не ногой открываю дверь и начинаю свою пламенную речь: "Вы должны сейчас разорвать, вы обязаны порвать, это наш шанс!" И от каждого моего слова ребята становились все белее и белее. В итоге мы за 40 минут "улетели" - 0:3 и даже мяукнуть не успели. Что такое "должны" и что такое "обязаны"? Никому они ничего не должны. Нужна изюминка, остальное все у игроков сборной есть.

    РГ : Значит, победить на Олимпиаде могут?

    Алекно : Конечно. Иначе мне не было бы смысла браться за это.

    Мнение игрока мне важно

    РГ : Как думаете, игроки вам доверяют?

    Алекно : Вы задаете вопрос, на который я и сам бы хотел узнать ответ (улыбается). По крайней мере, мне бы этого хотелось. Знаете, многое изменилось. Сегодня на диктаторстве далеко не уедешь и в майке национальной команды по принуждению больших успехов не добьешься. Поэтому многое пересмотрел и я. В первую очередь свое отношение к игрокам. Хотя и знаю, что в спорте демократия аналогична анархии. И все-таки стараюсь быть более демократичным. К каждому пытаюсь найти индивидуальный подход. Ты знаешь многое, понимаешь их личные качества. С кем-то больше дистанция, с кем-то меньше. В общем, стараюсь. Не знаю, как у меня получается, но надеюсь, что неплохо. Наверняка допускаю какие-то ошибки, и тем не менее мне кажется правильным подобное выстраивание отношений между тренером и игроком.

    РГ : Подопечные могут к вам прийти со своим мнением?

    Алекно : Могут и приходят. Это меня радует. Опять же говорю, легко закрыться и считать, что все дураки и никто, кроме тебя, ничего не понимает. Согласитесь такой подход будет неправильным. Порой игроки меня переубеждают. Да, у меня есть свое направление, но я даю свободу и игрокам.

    РГ : А если их мнение не принимается во внимание, вы объясняете почему?

    Алекно : Во всяком случае, стараюсь объяснить. Правда, есть такие волейболисты, которые считают, что восстановительный процесс в ночном клубе пойдет им на пользу, и они мне пытаются всячески это доказать. Подобное мнение, как вы понимаете, не принимается изначально. А если волейболист приходит, к примеру, с предложением закрыть линию двойным блоком, а по диагонали сыграть таким-то образом, то я обязательно выслушаю.

    Поделиться