"Тут небольшой заливчик, сюда и причалят", - уверенно озвучил "Российской газете" маршрут передвижения министра иностранных дел Сергея Лаврова по Копенгагену сотрудник российского посольства. "А затем Лавров поплывет в датский МИД", - добавил он.
И действительно, не прошло и пяти минут, как доставившее главу внешнеполитического ведомства в королевский дворец судно отдало швартовы. Впрочем, судно - громко сказано. Российский министр прибыл на аудиенцию к Ее Величеству на обычном туристическом кораблике - по датской столице таких суденышек плавает великое множество. И, не теряя времени, мимо гвардейцев в пышных меховых шапках - прообразе тех, что когда-то подарил датскому тестю российский император Александр III, Лавров прошел в парадные ворота резиденции. В Желтом зале его уже ждала Маргрете II. На посещение королевы датчане отвели министру примерно полчаса.
На этом собственно "светская" часть визита главы МИД России завершилась. О причинах столь высокой по датским меркам дипломатической скорости двор Ее Величества был осведомлен заранее - из Копенгагена Лавров вылетел в Гренландию, где в среду открылась Международная конференция по Арктике.
Дания, выступавшая инициатором проведения этой встречи, пригласила к дискуссии о будущем региона представителей России, США, Канады и Норвегии. Задачи, стоявшие перед участниками конференции, датский министр иностранных дел Пер Стиг Меллер сформулировал так: "Мы надеемся, что все пять стран подтвердят намерение разрешать возможные конфликтные ситуации, связанные с притязаниями на Арктику, в рамках действующих в настоящее время международных конвенций и соглашений". В ходе визита Лавров подтвердил: Россия полностью разделяет этот подход.
"А что вы думаете о российском флаге, установленном на дне Ледовитого океана?" - спросил нашего министра один из датских журналистов. "Примерно то же, что думаю об американском флаге на Луне или флагах, которые альпинисты из различных государств оставляют на Эвересте", - парировал Лавров. И тут же пояснил свою мысль: надо говорить не о политических, а прежде всего о научном и гуманитарном аспектах российской экспедиции к полюсу.
В Гренландии стало очевидно, что непосредственно на конференции никто делить Арктику на части не станет. Впрочем, на первую половину дня встречи ее организаторы все же вынесли наиболее бесконфликтные гуманитарные вопросы, имеющие "планетарный" характер - воздействие людей на изменение климата в регионе. А также выступления, как сказано дословно в программе, "по тематике местного населения и коренных народов". Для Дании этот вопрос не праздный, если принять во внимание планы Гренландии провести в ноябре референдум о расширении прав автономии.
Более острые темы обсуждались во второй половине дня.
В принятой по итогам конференции совместной декларации участники встречи признали Конвенцию по морскому праву документом, достаточным для разрешения спорных вопросов в регионе. И эта готовность "совладельцев" Арктики обсуждать возникающие разногласия исключительно правовым путем в рамках существующего международного законодательства по сути и стала главным политическим итогом встречи в Гренландии.
Перед тем как посетить "заморские" территории королевства, Лавров встретился в Копенгагене с министром иностранных дел Дании Пером Стигом Меллером и премьером Андерсом Фогом Расмуссеном.
На совместной пресс-конференции руководителей дипломатических ведомств главе российского МИДа пришлось извиняться. Это произошло после того, как его попросили дать оценку доклада экспертов ООН, где якобы утверждалось: 20 мая над Абхазией грузинский беспилотный самолет был сбит российским истребителем. Такую информацию последние дни распространял Тбилиси. Несмотря на то что Лавров торопился на переговоры с датским премьером, а вопрос по Грузии оказался на пресс-конференции последним, министр не сдержался. И дал развернутый, весьма эмоциональный ответ на грузинский демарш.
После чего извинился. Но не перед Тбилиси - тут, как говорится, "не дождетесь", а перед датским коллегой за свое слишком обстоятельное выступление, которое стало причиной задержки с отъездом в резиденцию премьера. Меллер все понял и дружески заулыбался. А затем - опаздывать, так опаздывать - поделился собственным видением ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии.
В отношении Тбилиси глава российского МИДа ни разу не допустил таких эпитетов, как "ложь" или "искажение фактов". Но эти оценки читались между строк. "На самом деле в докладе экспертов ООН говорилось лишь о том, что самолет, сбивший грузинский беспилотник, прилетел, скорее всего, с севера", - пояснил Лавров. По его словам, Москва неоднократно просила провести тщательное расследование этого инцидента. И, в свою очередь, хотела изучить видеопленки, которые продемонстрировало грузинское телевидение. Однако даже на созванном по инициативе Тбилиси заседании Совета Безопасности ООН увидеть оригиналы записей не удалось. Обещание показать российским экспертам эти "секретные материалы" грузинская сторона давала неоднократно. А воз и ныне там.