Пилотный проект строительства первой в мире плавучей атомной станции теплоснабжения (ПАТЭС), шумно стартовавший год назад, дал первую гласную пробуксовку.
С апреля прошлого года, когда состоялась публичная закладка первой секции плавучего энергоблока на Севмашпредприятии, отставание от графика составило пять месяцев. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь концерна "Росэнергоатом" Ашот Насибов. По его словам, "в ходе реализации проекта первой ПАТЭС потребовалось дополнительное время для новых технологических наработок".
И посему ввод в эксплуатацию, ожидавшийся в 2010 году, переносится на 2011-й. Как было заявлено, это связано в первую очередь "с дополнительной проработкой инновационно-технологических решений для ПАТЭС". Такого рода объяснения выглядят сегодня по меньшей мере странно.
И год назад, и раньше идеологи этого направления в атомной энергетике, ссылаясь на именитых конструкторов и проектировщиков, заявляли о стопроцентной готовности проекта и тщательной проработке всех технических и технологических вопросов. При этом неизменно апеллировали к многолетнему опыту проектирования, строительства и эксплуатации судовых энергетических установок. И уверяли, что все дело за политическим решением - во-первых, а во-вторых - за реальным финансированием. В результате и того, и другого добились. Заказчиком выступил государственный концерн "Росэнергоатом" (который сейчас акционируется), а правительство согласилось выделить деньги на первую ПАТЭС. И хотя тогдашний глава минэкономразвития Герман Греф выступил с резкой критикой позиции Росатома и заявил о своих сомнениях в экономической эффективности всей затеи с плавучими АЭС, его голос оказался в меньшинстве.
В день закладки первой ПАТЭС, которой дали имя "Михайло Ломоносов", концерн "Росэнергоатом" и Севмаш подписали декларацию о намерениях построить флотилию из семи плавучих станций с энергоблоками малой (70 МВт) мощности. Ожидалось, что первая вступит в строй аккурат к тому времени, когда будет отмечаться 300-летие Михаила Васильевича Ломоносова. А теперь, похоже, придется или юбилей сдвигать, или станцию переименовывать. Чтобы не получилось, как с атомным ледоколом "50 лет Победы" - с горем пополам его сдали только в прошлом году...