Через 33 дня РАО "ЕЭС России" прекратит свое существование и его место займут компании, созданные в ходе пятилетней реформы электроэнергетики. Вчера состоялось последнее собрание акционеров энергохолдинга, которых Анатолий Чубайс поблагодарил за "терпение ко всем преобразованиям".
По оценке председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, "цели, которые мы ставили в начале реформы, достигнуты: создан рынок электроэнергии, привлечены масштабные частные инвестиции". Инвестпрограмма РАО "ЕЭС России" на 2008-2012 годы предусматривает ввод новых мощностей в объеме более 40 гигаватт и гигантские инвестиции в размере 4,3 триллиона рублей. К нынешнему моменту, по оценке Анатолия Чубайса, уже 10 лет стоящего у штурвала энергохолдинга, бизнес вложил в отрасль порядка одного триллиона рублей. Заметим, что акционеры не стали выплачивать дивиденды за 2007 год, поскольку из планируемой чистой прибыли уже более 75 миллиардов рублей было также направлено на инвестиции. "Энергетика потребует развития машиностроения, производства оборудования, а значит, она уже стала локомотивом развития смежных отраслей", - добавил глава холдинга. И поблагодарил акционеров, "которые все это время с терпением относились ко всем преобразованиям".
Впрочем, 52 процента акций РАО "ЕЭС России" принадлежит государству, которое и дало добро на реформу монополиста, и терпения теперь предстоит набраться новым органам, которым предстоит регулировать отрасль. Государственный контроль теперь переходит к вновь созданному минэнерго, остальные функции отошли к Совету рынка, который включает всех его игроков. Это не значит, что государство уйдет из отрасли: бизнес получает лишь конкурентные сектора, такие как тепловая генерация и сбытовая деятельность. Согласно пакету законов о реформе электроэнергетики от 2003 года доля государства в "Федеральной сетевой компании" должна быть не менее 75 процентов, а в "ГидроОГК" - более 50 процентов.
Этот порог уже достигнут и даже превышен в октябре прошлого года, когда 95 процентов акционеров проголосовали за ликвидацию "материнской" компании.
Конечно, "пейзаж после битвы" далек от идиллического. Дефицит электроэнергии и сетевых мощностей будет преодолен нескоро.
Не случайно Чубайс еще до начала собрания акционеров сделал заявление по самой, пожалуй, болезненной проблеме. По его заверениям, система взимания платы за технологическое присоединение к электросетям будет кардинально изменена, и в первую очередь для малого бизнеса и населения: "Система требует новых решений. Мы завершаем их подготовку. Дальше - дело за государством". Эти решения будут содержать и некие "антикоррупционные механизмы", которые и должны помочь достичь вожделенной прозрачности. Проблема эта, разумеется, вторична по отношению к вводам новых мощностей: если их нет, то прозрачность не поможет.
Возможности же выполнения инвестпрограмм упираются в мощности и качество оборудования отечественного энергомаша. Выпуск продукции в этой отрасли вырос в 2007 году на 10 процентов, а требуются в разы большие темпы. Правда, интерес новых собственников к корректировке инвестпрограмм в сторону снижения уже наметился, и нужно будет находить весомые контраргументы, отстаивающие заявленные объемы, уже в отсутствии РАО "ЕЭС России".
Другая интрига - как будут расти цены, учитывая все тот же дефицит. Известно, что государство будет регулировать тарифы на электроэнергию для населения до 2014 года. Но либерализация оптового рынка электроэнергии должна завершиться уже к 1 января 2011 года, когда будет запрещено государственное ценообразование, кроме так называемых неценовых зон - Дальнего Востока, Калининграда и изолированных энергосистем, которые составляют порядка 10-15 процентов от объема оптового рынка. Конечно, могут быть сюрпризы по примеру того, как только что минэкономразвития сумело добиться откладывания до 2014-2015 годов введения принципа равнодоходности внутренних и внешних цен на газ, то есть сразу на три-четыре года. Хотя Анатолий Чубайс и заявил о том, что эта отсрочка для электроэнергетиков неважна, но все же успех реформы связывался и с либерализацией рынка газа. Низкие цены на газ чреваты его дефицитом, с чем уже несколько лет сталкиваются электростанции, а "отложенная либерализация" таит риск не 100-процентного, а гораздо более серьезного роста стоимости газа. Переходить же на современные угольные технологии энергетики не торопятся. Возможно, этот процесс могут ускорить два крупных акционера РАО "ЕЭС России" - "Газпром" и СУЭК, активно скупающие генерацию и создавшие совместное предприятие. Этот расклад, кстати, высвечивает и другую проблему периода "после РАО" - новый монополизм. Генерирующие активы скупаются несколькими мощными игроками: к двум уже названным можно добавить "Норникель", "Комплексные энергетические системы" Виктора Вексельберга и итальянскую Enel. Опасность возрождения монополизма в отрасли и сам Чубайс не раз называл одной из главных послереформенных угроз. Но здесь, говоря его словами, дело за государством, у которого, несмотря на приватизацию электростанций, в руках осталось достаточно рычагов влияния. Чтобы решить все проблемы с новыми собственниками.
Досье "РГ"
Крупнейшими собственниками РАО "ЕЭС России" являются государство (52,6 процента акций), "Газпром" (10,5 процента), "Норильский никель" (3,5 процента), СУЭК (1 процент). Около 2 процентов акций энергохолдинга находится в собственности 320 тысяч акционеров, практически все они - граждане России.