Новости

29.05.2008 04:18
Рубрика: Власть

Пассажир вне расписания

Общественный транспорт не обеспечивает безопасность и качество

Парламент республики взялся за борьбу с автобусным хаосом. Депутаты обсуждают новый закон "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электротранспортом в Башкортостане".

Рынок пассажирских перевозок перестал быть управляемым. В республике по расписанию ходят лишь междугородные автобусы, на внутригородских маршрутах все графики ломает частный пассажирский автотранспорт, который ежегодно увеличивается на 10 процентов.

Такого беспорядка сегодня не знает ни одна сфера услуг, а методы, которыми коммерческие перевозчики конкурируют друг с другом, словно копируются из "лихих 90-х". Как рассказал корреспонденту "РГ" председатель комитета Госсобрания РБ Наиль Кутлугильдин, новые правила обеспечат пассажирам безопасность, качество, комфорт и… исполнение расписания маршрутов.

То, что автобусы и маршрутные такси живут по собственным законам, никому доказывать не надо. Доступное лицензирование перевозчиков, в наличии у которых лишь пара "Газелей" или видавший виды корейский транспорт, привело к тому, что сегодняшний автопарк в разы перекрывает потребности населения.

- За последние два месяца в рамках операции "Автобус" мы сняли номера у 2,5 тысяч пассажирских транспортных средств, - сказал корреспонденту "РГ" главный госавтоинспектор РБ Динар Гильмутдинов.- Чаще всего - из-за технических неисправностей, реже - из-за плохого физического состояния водителей. Однако улицы как будто не заметили этого. Только в Уфе сейчас зарегистрировано более десяти тысяч автобусов всех марок, шесть из которых - у частных лиц, имеющих лицензионные карточки. Реальная же потребность для обслуживания существующей сети городских маршрутов общего пользования составляет не более 2 200, коммерческих автобусов - 1 800.

Сегодня к депутатам обращаются с жалобами даже обладатели легальных лицензий, которых вынуждают работать по-черному. Перевозки в мегаполисе - выгодный бизнес, но его обороты остаются преимущественно вне налогообложения.

В республике уже пытались принять закон, который регулировал бы транспортное обслуживание населения. Однако проект документа лег на полку в ожидании федерального правового акта. Тем не менее ситуация вынудила парламент вернуться к этой теме.

Заместитель министра строительства, архитектуры и транспорта РБ Николай Протасов заметил, что количество ДТП с участием автобусов увеличилось на семь процентов - до 146 аварий. Почти половина происшествий произошла по вине нелегальных водителей. Начальник Управления государственного автодорожного надзора по РБ Валерий Куликов подчеркивает, что большую опасность для населения представляют прежде всего частники, имеющие один - два автобуса.

Чтобы создать конкурентный доступ на пассажирский рынок и равные условия для всех участников, правительству республики придется подсчитать, во сколько обойдутся бюджету компенсации перевозчикам за льготные категории граждан. Сегодня социальное бремя несут только государственные унитарные предприятия наподобие "Башавтотранса", которым это обходится примерно в 70 миллионов рублей ежегодно.

В министерстве труда и соцзащиты республики сообщили, что сейчас один миллион человек имеют право на льготный проезд. Но как решить проблему возмещения затрат для коммерческих перевозчиков в министерстве не знают.

Тем временем, вслед за законом об организации автобусных пассажирских перевозок парламентарии готовятся приступить к созданию правил для легковых такси. Здесь ситуация еще плачевнее, поскольку крупных государственных унитарных предприятий здесь не осталось. А коммерческие фирмы, привлекая для работы автовладельцев на личном транспорте, не несут ответственности ни за моральный облик водителя, ни за его физическое состояние, ни тем более за исправность автомобиля.

Власть Работа власти Госуправление Экономика Транспорт Общественный транспорт ПФО Башкортостан