29.05.2008 03:53
    Поделиться

    Ростовская область занимает третье место в стране по числу усыновленных детей

    Даже самый хороший детский интернат не заменит тепла родительского дома

    Накануне Дня защиты детей и начала летних школьных каникул в Южном представительстве "РГ" состоялся "деловой завтрак" с уполномоченной по правам ребенка в Ростовской области Аллой Васильевой. Как сироте получить жилье и можно ли бабушке оформить опеку над внуком, кто сейчас усыновляет российских детей и зачем в школах свои уполномоченные по правам - на эти и другие вопросы были даны ответы в ходе беседы.

    Российская газета: Какие нарушения прав детей чаще всего фиксируются в Ростовской области и чем уполномоченный по правам ребенка может помочь?

    Алла Васильева: С ноября прошлого года, когда на Дону был учрежден институт уполномоченных по правам ребенка, нами рассмотрено 350 обращений. На первом месте - 26 процентов от всего объема - вопросы опеки и попечительства над детьми, еще 19 процентов - по жилищному законодательству, 11-12 процентов - по социальным выплатам.

    Но вмешиваться в деятельность судов мы не вправе. Наша помощь состоит в разъяснении порядка обжалования судебного решения.

    Обращаются по поводу выселения несовершеннолетних из жилья по решению суда. Связано это с тем, что по новому Жилищному кодексу при прекращении семейных отношений с собственником квартиры бывшие члены семьи теряют право пользования жилым помещением. Судьи здесь действуют по закону, но интересы несовершеннолетних при этом, к сожалению, страдают. По моему мнению, необходимо внести изменения в Жилищный кодекс РФ. По имеющейся информации, депутаты внесли законопроект, по которому статья 31 ЖК РФ будет дополнена словами "за исключением несовершеннолетних".

    Как-то обратилась к нам бабушка с внуком: отца у ребенка нет, мать пьет, финансовое положение сложное. Мы подключили местную администрацию и органы опеки, выяснили, что действительно маму давно нужно было лишить родительских прав и сделать бабушку опекуном. Так и поступили. Теперь ей начисляется пособие, а мальчик еще и получил право на льготы, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. Но этот случай - недоработка органов опеки, муниципалитета и школы. Они же знали о ситуации и должны были помочь.

    Другой случай - по телефону прямой линии к нам позвонила женщина, собирающаяся взять в семью ребенка-сироту из таганрогского Дома ребенка, но ей отказали, сославшись на то, что ей уже 60 лет. Но это нарушение ее прав - ни Семейный кодекс, ни постановление правительства не ограничивают возраст. У нее хорошее состояние здоровья - йогой занимается, у нее уже есть успешный опыт воспитания детей в приемной семье. Она собрала все необходимые документы, получила положительное заключение о возможности быть приемным родителем. Мы направили свое заключение по этой ситуации в мэрию, и в конце концов таганроженке разрешили взять опекунство над сиротой.

    В прошлом году к нам обратился молодой человек - сирота, которому в Ростове отказали в постановке на квартирный учет. Сослались на то, что за ним закреплено жилое помещение его матери, которая лишена родительских прав. Но оказалось, что в той квартире в 23 квадратных метра зарегистрировано шесть человек, и это не соответствует нормам. После нашего вмешательства сироту поставили на учет для предоставления жилья во внеочередном порядке.

    РГ: Что, на ваш взгляд, является наиболее важной задачей в работе уполномоченного по правам ребенка?

    Васильева: Одна из главных проблем современности - социальное сиротство. 90 процентов сирот в России - сироты при живых родителях и лишь 10 процентов реально не имеют близких родственников. В нашей области такая же примерно статистика: из 10 тысяч сирот лишь 12 процентов не имеют родителей.

    У нас принимаются меры для решения этой проблемы. Сделано уже многое - создана система учреждений социального обслуживания, открываются социальные приюты. Их сейчас 46. Там не просто подбирают проблемных детей на улицах и на вокзалах, но и плотно работают с семьями, попавшими в трудное положение: помогают родителям трудоустроиться или восстановить утраченные документы, направляют, если надо, на лечение. Ситуация с ними улучшается. В банке данных министерства образования области два года назад было шесть тысяч таких семей, а сейчас их всего четыре тысячи.

    Но система государственных учреждений - даже с хорошими условиями, с финансированием, с хорошим питанием, новой мебелью и компьютерами - это не оптимальная форма устройства детей. Гораздо предпочтительнее семейное жизнеустройство. Ученые утверждают, что чувство семьи прививается ребенку до шестилетнего возраста, дальше - поздно. Поэтому все усилия направлены на создание приемных семей и усыновление малышей. Сейчас в области 107 приемных семей, а в 2006 году было всего 29. Только за прошлый год на Дону усыновлено 412 детей, 362 из которых попали в семьи граждан РФ и лишь 50 ребят усыновили иностранцы. Это хорошие цифры, третий результат в стране за прошлый год, больше только по Москве и Московской области. К усыновлению иностранцами отношение в области очень осторожное, и доля их в общей статистике невелика.

    РГ: Недостаток финансов долгое время не давал возможности поддержать детей и семьи, принадлежащие к льготным категориям населения. Как сейчас решается проблема, например, с обеспечением детей-сирот жильем?

    Васильева: Вопрос об обеспечении жильем детей-сирот не решался достаточно долго. Ситуация начала меняться с 2000 года, когда этот вопрос перешел в полномочия субъектов РФ. За семь лет на Дону выделено 305 миллионов рублей, за счет чего предоставлены 732 квартиры. На этот год выделено 308 миллионов, а это сопоставимо с суммой, выделенной в предыдущие семь лет. Будут приобретены 344 квартиры для сирот.

    Сейчас в сформированном министерством образования области списке сирот числится 724 человека, которым уже исполнилось по 18 лет и которые вправе получить жилье. Но часть из них еще учится и, соответственно, живет в общежитиях, часть - проходит службу в армии, и таким образом мы практически выходим на то количество квартир, которое запланировано на год.

    РГ: Наша читательница Елена из Первомайского района Ростова спрашивает: "Подскажите, как поступить в нашей ситуации: во дворе живет неблагополучная семья, дети в которой явно неухоженные и не посещают школу. Куда обратиться, чтобы с родителями провели беседу или просто забрали у них детей?"

    Васильева: В таких случаях нужно обращаться в районную комиссию по делам несовершеннолетних или в отдел образования. Там примут правильное решение по проблемным детишкам.

    К слову, непосещение детьми школьных занятий - достаточно общая проблема. Мониторинг ведется с 1998 года, и с того времени число таких детей снизилось в 11 раз. На 1 января не охвачены занятиями 304 ребенка.

    РГ: В числе функций уполномоченного по правам ребенка участие в законотворческой деятельности по вопросам, касающимся детства. Принимались ли на местном уровне законы, регулирующие положение ребенка в семье или в школе, например?

    Васильева: За время моей работы в должности в областном Законодательном собрании прошел первое чтение закон "О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации". Хочу сказать, что аналогичный закон о квотировании рабочих мест для инвалидов пока работает слабо: работодатель в этом никак не заинтересован. Как сделать закон о рабочих местах для подростков более действенным - будем думать. Для этого в ЗС РО создана специальная рабочая группа, куда вхожу и я.

    В качестве интересных новаций приведу такой пример. Недавно мы с представителями министерства образования области ездили в Волгоград, знакомились там с опытом введения должности уполномоченных по правам ребенка в школах. Любопытно, что уполномоченного выбирают сами ученики путем тайного голосования из числа школьных преподавателей, которых уважают. Его функции - консультирование детей и участие в разрешении конфликтов. Важно, что такого рода ситуации разрешаются неформально, без официального рассмотрения, а в процессе общения с детьми по душам. Опыт, на наш взгляд, интересный, но нужно решить, как материально стимулировать этих уполномоченных, как дать им необходимую подготовку.

    Поделиться