Летний сезон Пушкинский театр откроет оперой "Алеко". Причем многие партии прозвучат в исполнении корейских артистов.
Виктора Баранова считают первым профессиональным продюсером Владивостока. В 1990-х годах, когда резко опустели концертные залы, он сумел вызвать интерес публики к классической музыке концертами в католическом соборе и на других сценах города.
Богатые географические возможности города у океана он воплотил в жизнь интересными проектами с американскими, французскими, корейскими, китайскими артистами. И вот новый проект - опера "Алеко", многие партии в которой исполнят корейские артисты мирового уровня.
Российская газета | Виктор, каким образом удается заманить зарубежных музыкантов и исполнителей на самую окраину России?
Виктор Баранов | Привлечь певцов и музыкантов высокими гонорарами мы не можем. Тем не менее, молодые звезды первой величины приезжают во Владивосток. Это происходит только потому, что они "набирают гастрольную карту". Им интересно потом сказать коллегам: "Я пел во Владивостоке!" Концерты эти окупаются, хотя о серьезной прибыли говорить не приходится.
РГ | Пушкинский театр славится своими традициями. На его сцене в начале ХХ века выступали блистательная актриса Вера Комиссаржевская, играли и пели артисты столичных Мариинского и Александринского театров, Императорской оперы. Позже звучали голоса Александра Вертинского, Владимира Высоцкого, джаз Леонида Утесова. Тяжело удерживать планку?
Баранов | Столетняя история театра ко многому обязывает. В юбилейный 2008 год будет организовано более 300 концертов, фестивалей, презентаций. Ближайшие планы - опера "Алеко", которая пройдет 6 и 7 июня. Это совместный международный проект. Корейские артисты споют на русском языке, потому что во всем мире сейчас есть тенденция: исполнять оперу на языке оригинала. В данном случае основные расходы корейская сторона взяла на себя, за что спасибо господину Ко Ве Кену, главе Владивостокского центра культурного обмена.
Каждый раз, когда мы ставим оперу, я говорю "Никогда больше!". Были моменты, когда казалось, что мы идем по краю пропасти и провал неминуем, но... какое-то немыслимое усилие - и спектакль получался. Все объяснимо - во Владивостоке много талантливых оперных певцов: Елена Глушенко, Эдуард Семенов, Елена Минина. Кто-то завоевывает первые места на международных конкурсах в Италии и затем уезжает и поет в столичных театрах, кто-то приезжает сюда на гастроли, как Оксана Корниевская, ученица Галины Вишневской.
РГ | Как удается балансировать между музами и "чистоганом"?
Баранов | Помогают наши постоянные зрители. Они покупают билеты на предстоящие концерты заранее - за месяц и больше. Это позволяет печатать билеты, афиши, программки. Наше "ноу-хау" - продажа лучших и самых дорогих мест по спонсорским ценам постоянным зрителям, среди которых - бизнесмены, врачи, юристы.
Конечно, сцена у нас маловата, и для "Алеко" первые три ряда в зрительном зале будут убраны, чтобы могли сесть музыканты Тихоокеанского симфонического оркестра. В результате зал станет еще меньше. Это значит, что мы потеряем часть прибыли, потому что окупаться оперные постановки могут только при условии если в зале не менее тысячи мест. Опера - самое дорогое в мире искусство.
РГ | Бизнес и искусство. В Приморье эта взаимосвязь очень слабая. Видимо, нам стоило бы поучиться у соседей?
Баранов | В первую очередь стоит присмотреться к опыту Южной Кореи. В маленькой стране 20 тысяч хоров - любительских и профессиональных. Все они содержатся на деньги или государства, или церкви, или бизнеса. Мы же пока не можем найти деньги на покупку рояля. Нормальный инструмент стоит от 25 тысяч (подержанный "Ямаха") до 120 тысяч долларов (новый "Стенвей"). Такой покупки театр, который в этом году отмечает 100-летний юбилей, позволить себе не может.