Вчера вице-премьер Сергей Иванов провел заседание совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации.
Иванов с цифрами в руках проанализировал ситуацию в отечественном авиапроме. За год с небольшим производство военных самолетов и вертолетов выросло почти на 20 процентов. Истребителей, транспортников и бомбардировщиков мы строим практически в два раза больше, чем гражданских машин.
Показательна ситуация с учебно-боевым Як-130. По тактико-техническим характеристикам ему нет равных в мире. Потребность в таком типе самолета эксперты оценивают в 2,5 тысячи машин, и "Яковлев" способен завоевать как минимум половину этого рынка. Уже решено, что серийно его будут производить на заводе в Иркутске. Начиная с 2010 года новый самолет придет на смену стареньким чехословацким "альбатросам" L-39, на которых учатся летать российские курсанты. С будущего января начнется поставка шестнадцати Як-130 в Алжир.
Сергей Иванов вчера упомянул о модернизации и возможном возобновлении производства в Ульяновске знаменитого воздушного "грузовика" Ан-124. Эта машина сегодня особенно востребована российскими ВВС. Она просто незаменима для переброски армейских подразделений из одного региона страны в другой. Планер у "Руслана" прекрасный, но военные летчики просят конструкторов обновить авионику машины и, по возможности, установить на нее новые, более мощные двигатели. На повестке дня также стоит серийное производство последней модификации транспортника Ил-76МФ с отечественной силовой установкой.
А что происходит с гражданской авиацией, по силам ли нашему авиапрому решить амбициозную задачу: к 2025 году войти в тройку ведущих мировых производителей самолетов и занять от 10 до 15 процентов рынка гражданских лайнеров? По мнению Иванова, для высокотехнологичной отрасли эта задача по плечу. Но ее решение потребует серьезного увеличения производственных мощностей авиазаводов.
- В прошлом году объем заказов впервые превысил их технические возможности, - заметил вице-премьер.
Иными словами, спрос на российские самолеты пока опережает предложение. Чтобы выправить ситуацию, в 2007-м из федерального бюджета на обновление материальной базы самолетостроителей выделили 6 миллиардов рублей. Судя по всему, господдержка на этом не закончится.