Сергей Сельянов: Продолжение "Монгола" зависит от успеха фильма в Америке

Сергей Сельянов - один из самых успешных российских продюсеров. Достаточно назвать лишь несколько фильмов, снятых в кинокомпании "СТВ", которую он создал в 1992 году: "Операция "С Новым годом!", "Брат", "Мама, не горюй", "Особенности национальной рыбалки", "Бумер", "Олигарх", "Кукушка", "Война", "Перегон". И "Монгол" режиссера Сергея Бодрова, номинировавшийся на "Оскар" и ставший триумфатором премии "Ника".

Российская газета: Сергей Михайлович, будет продолжение "Монгола"?

Сергей Сельянов: Работа уже идет. Пока еще не производственная. Сергей Бодров и Алексей Шипенко пишут сценарий. Судьба новой картины будет зависеть от успеха "Монгола" в Америке. Если фильму удается пробиться там, то это определяет его дальнейшую судьбу. Прокатчики смотрят, имеет ли картина спрос, как реагируют зрители. В Техасе премьера прошла очень хорошо. 6 июня начинается широкий прокат в США.

РГ: В программе основного конкурса "Кинотавра" три фильма производства вашей кинокомпании. Но имена режиссеров широкой публике неизвестны.

Сельянов: "Шультес" - первая картина серьезного, талантливого режиссера Бакура Бакурадзе. Он окончил ВГИК, был вторым режиссером на фильме Петра Буслова "Бумер-2". Шультес - фамилия главного героя. Во Франции нам рекомендовали изменить название, потому что у них есть такой композитор, и у французских зрителей могут возникнуть определенные ассоциации. Но мы отказались от этого предложения. Так что в программе Каннского фестиваля "Двухнедельник режиссеров" фильм шел под своим названием. Есть в нем нечто загадочное. Ну а если французы купят его для проката, они вправе поменять название. Это экзистенциальная драма. Проще говоря, рассказ о человеке, воре-карманнике, пытающемся после некоторых событий в своей жизни встроиться в нее. Картина интересная, умело снята операторски. Не удивляюсь, что Канн обратил на нее внимание. Для молодого режиссера-дебютанта это очень хорошая стартовая площадка.

Рекомендую посмотреть необычный, экстравагантный фильм "Нирвана" Игоря Волошина, дебютанта в "полном метре". Он был представлен на Берлинском кинофестивале, участвует в "Кинотавре", а 3 июля выходит в прокат. Действие происходит в наши дни. Это живая, человеческая история, некий любовный треугольник. Снимались: Ольга Сутулова, Мария Шалаева, Артур Смольянинов, Михаил Евланов.

Гука Омарова сняла фильм "Баксы". Любители кино знают ее по фильму "Шиза", завоевавшему много фестивальных призов. "Баксы" (с ударением на последней букве) по-казахски - "шаман". Женщина-шаман - одна из главных героинь картины, снятой совместно с Казахстаном, Францией, Германией.

РГ: На ваш взгляд, сейчас действительно в нашем кино идет смена поколений?

Сельянов: Она всегда отчасти происходит. Да, дебютов очень много, некоторые из них любопытные, и их активно поддерживает государство. Процесс идет, но нельзя сказать, что появилась обойма новых мощных режиссеров, как, например, в советское время, в период хрущевской "оттепели" появились Тарковский, Шукшин, Герман, Авербах, Хуциев, Параджанов... Сейчас фигур такого масштаба мы пока не видим, хотя появились достаточно серьезные заявки на звание крепкого, сильного режиссера. Часто у него есть и профессионализм, и хорошая техника, и сценарий неплохой, но не хватает масштаба личности. Кино все-таки - дело режиссерское.

Хорошее кино вообще делать очень трудно. Обычно я привожу такой пример. Во Франции выходит 200 фильмов в год. За последние пять лет сделана тысяча картин. Много ли из них шедевров, зацепивших вас? Может быть, три-пять вспомните, и все. Конечно, мы видим не все французские ленты и, может быть, что-то не заметили. Однако по-настоящему сильных фильмов в мире производится мало.

РГ: У вас всегда в работе несколько проектов. Расскажите о новых.

Сельянов: Алексей Балабанов снимает фильм "Морфий" по сценарию Сергея Бодрова-младшего, созданного на основе рассказов Михаила Булгакова. Из известных актеров заняты: Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Сергей Гармаш. В главной роли - Леонид Бичевин, дебютировавший в кино в "Грузе 200" (он там ходил в майке с надписью "СССР").

Идет монтаж и озвучание фильма Филиппа Янковского "Каменная башка", в котором дебютировал Николай Валуев. Он замечательно сыграл главную роль - спортсмена, потерявшего память, и, я считаю, мы получили хорошего нового артиста. Здесь же снялись: Оксана Фандера, Виталий Кищенко, Егор Пазенко.

В разгаре совместная с Первым каналом работа над анимационным фильмом "Про Федота-стрельца, удалого молодца".

РГ: Несколько лет назад режиссер Сергей Овчаров поставил у вас на "СТВ" фильм "Сказ про Федота-стрельца". И вновь вы взялись за эту сказку?

Сельянов: А почему нет? Сколько раз экранизировали, скажем, "Войну и мир"? Блестящее произведение Леонида Филатова уже можно назвать классикой, и понятно, что оно притягивает внимание кинематографистов.

В производстве находится еще один полнометражный анимационный фильм - "Василиса и Серый Волк". Режиссер - Илья Максимов, снявший "Карлика Носа", "Добрыню Никитича и Змея Горыныча".

РГ: Почему наши мультики собирают в прокате крохи по сравнению с американскими?

Сельянов: Русские мультики зрители тоже любят. Главное, чтобы они были интересные. Так не только в анимации. Кстати, наш "Илья Муромец" собрал 10 миллионов долларов. Это очень серьезная цифра. В мире производится огромное количество анимации, в том числе и в Америке. И у американцев далеко не всегда все получается, просто мы не видим их неудач. До нас доходят лучшие - "сливки", они и собирают большие деньги. В России анимация еще только развивается, ее мало, режиссеры учатся снимать. Производство это, по сравнению с обычным кино, длительное, на один фильм тут уходит 2-3 года. Вообще 70 процентов экранного времени в мире занято американским кино. И в одночасье ситуацию на нашем рынке не изменить. В 2003 году российское кино занимало 4,5 процента от общих сборов, а сейчас - 25-30, то есть мы "отвоевали" себе аудиторию на собственном рынке. Это большой прорыв.

РГ: Режиссеры сокрушаются, что возрастной ценз публики в кинотеатрах понизился, интеллектуальный уровень тоже. Кино должно удовлетворять вкусы потребителей. Вы учитываете эти вкусы?

Сельянов: Мы, режиссеры, сценаристы, продюсеры, живем здесь и "чувствуем" зрителя. И работаем прежде всего для него. Фестивальные и международные успехи приятны, но это не главное. Есть фильмы для так называемой продвинутой части публики, которая способна оценить их и получить высокое наслаждение от сильной режиссерской работы, от того, что отличает кино "не для всех" от "массового". Вообще кино - это развлечение. 10 процентов, а может, и всего 5 - зона работы художника. Она у нас в стране, к сожалению, не расширяется. Надо делать модным и "продвинутое" кино. Тот, кто "подсел" на него, чувствует разницу между, условно говоря, "Макдоналдсом" и рестораном с изысканными блюдами французской кухни.

Хочется, чтобы сильная режиссура ценилась не только на фестивалях, чтобы в зрительном зале собиралось все больше и больше народу. А если зритель не идет в кино на арт-хаус, то где же брать деньги на производство новых фильмов? Здесь - определенная проблема, связанная с состоянием нашего общества. Кинематограф страны не может быть полным без художников. Иначе он будет состоять только из ремесленников...

То, что старшее поколение не ходит в кино, - процесс естественный. У него и времени гораздо меньше, и способ потребления кино другой: телевизор, DVD. В кинотеатрах таким людям часто некомфортно с молодежной публикой: игровые автоматы, попкорн, пиво, звонки мобильных телефонов. Могу сказать, что есть идеи у министерства культуры и Гильдии продюсеров по раскрутке сети кинотеатров для более серьезного кино с приемлемым для просмотра интерьером, комфортным для восприятия картины.

РГ: Когда-то вы сняли "День ангела", "Духов день", "Время печали еще не пришло". Больше не хочется снимать?

Сельянов: Не хочется. Мне нравится то, что я делаю: продюсирование.

РГ: У вас есть и прокатная компания "Наше кино". Чем порадуете в ближайшее время?

Сельянов: 29 мая, в преддверии чемпионата Европы по футболу, выпускаем на экраны комедию Александра Рогожкина "Игра" (продюсер Алексей Учитель). В ее создании участвовали Первый канал, Российский футбольный союз, Росгосстрах. Фильм про футбол, позитивный, мы там побеждаем. Дай бог, чтобы так было не только на экране!