Александр Шохин: Работники будут сами понуждать работодателей платить зарплату "в белую"

На "деловом завтраке" в "РГ" президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин рассказал о том, как вывести "серые" зарплаты из тени, увеличить пенсии и о проблеме "лесных" аукционов в Подмосковье.

От старости тоже есть страховка

Российская газета: Сейчас много говорят о том, что в стране должна быть серьезно увеличена доля среднего класса. Но пока, несмотря на общий рост уровня жизни, разрыв в доходах граждан остается большим. Как с этим бороться?

Александр Шохин: Проблема в том, что общий подъем российской экономики, давший толчок росту уровня жизни, обеспечивается сейчас ограниченным числом компаний сырьевого сектора. И даже в таких бурно развивающихся отраслях, как строительство, торговля, число процветающих компаний у нас невелико. Отсюда и разрыв в уровне доходов: их значительная часть приходится на тех, кто работает в нефтегазовой отрасли или в других крупных компаниях.

Единственный способ сократить "вилку" - перейти от опоры на несколько десятков компаний к широкому развитию малого и среднего предпринимательства. Это не только сделает более устойчивым рост экономики, но и приведет к созданию новых рабочих мест, даст людям возможность достойно зарабатывать, снизит зависимость граждан от государственной помощи.

РГ: Идет жаркая дискуссия о снижении налогов на бизнес. Но при этом многие эксперты считают, что предприниматели должны сделать ответный шаг и вывести из тени свои доходы. Пока, по разным оценкам, почти 40 процентов заработных плат выплачивается по "серым схемам". А ведь это не только сокращает поступления в казну, но и лишает работников возможности в будущем получать приличные пенсии.

Шохин: Для того чтобы происходило сокращение теневых доходов, надо максимально использовать механизмы по легализации бизнеса. В применении к малому предпринимательству это может быть патентная система, работа в режиме уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД) - так называемой упрощенки.

Такие схемы автоматически ведут к легализации доходов, потому предпринимателям нечего скрывать: за патент и по ЕНВД они платят заранее известную сумму, за которую не надо отчитываться. Чем больше применяется механизмов, предусматривающих не погоню за каждой копейкой, полученной с одного налогоплательщика, а расширение налогооблагаемой базы, тем меньше и уклонений.

РГ: А как быть со средними и крупными предприятиями? В них ведь вопрос с теневыми зарплатами тоже стоит довольно остро.

Шохин: Здесь важно создать условия, при которых сам работник будет понуждать работодателя платить зарплату "в белую". Для этого человек должен видеть, какие выгоды он приобретает, например, от полной уплаты единого социального налога (ЕСН), от которого зависит размер пенсии.

Но пока этот выигрыш не очевиден. Посмотрите: у нас есть базовая часть пенсии, которая платится всем, страховая часть, начисляемая в зависимости от зарплаты, и накопительная часть. Причем в накопительной программе участвуют не все граждане. То есть сейчас полной прямой зависимости между отчислениями по ЕСН и размером будущей пенсии нет. И эту проблему надо радикально решать в рамках пенсионной реформы.

На мой взгляд, базовая часть пенсии должна стать неким государственным пособием по нетрудоспособности в связи с преклонным возрастом. И выплачивать ее надо только тем, у кого трудовая пенсия, основанная на страховых принципах, меньше прожиточного минимума пенсионера.

Государство должно выполнять функцию общественного призрения, поддерживать малоимущих. Но при этом надо создать такое общественное мнение, что получать государственную пенсию из бюджета непрестижно. И тогда люди будут понимать, что надо зарабатывать себе "на старость", платить налоги. И сами будут понуждать работодателя отказываться от серых зар платных схем.

Еще один момент - сама структура единого социального налога. На мой взгляд, принимая в свое время решение об объединении страховых платежей с налогами в ЕСН, мы совершили ошибку. Потому что налог и страховой платеж различны по своей природе. Налог - это безвозвратный платеж государству. Ты его заплатил, и он ушел на общие для всего государства функции. А страховой взнос - это возвратный платеж.

Если происходит какое-то событие, возникает страховой случай, эти деньги тебе же и возвращаются. Сейчас в числе тех предложений по налогам, с которыми выходит РСПП, есть и идея по реформированию ЕСН. Мы считаем, что его надо снова "расщепить": оставить в нем налог, финансирующий базовую пенсию, а страховые платежи учитывать отдельно. И если пенсия будет переведена на страховые начала, то и работодателю, и работнику уйти от такого платежа психологически будет труднее.

Эти меры, на мой взгляд, позволят совершенно по-иному выстроить всю систему партнерских отношений между наемным работником и работодателем. И соответственно бизнес, а с ним и зарплаты активно начнут переходить из тени в свет.

Домашний лес

РГ: С новой силой разгорается скандал, связанный с арендой лесных участков в престижном районе Подмосковья - между Барвихой и Одинцово. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что намерена через суд расторгнуть договоры аренды, заключенные после аукциона. Ваше имя тоже упоминается в прессе...

Шохин: Права аренды на этот лес, который находится за забором моего дома, я пытаюсь получить уже восемь лет. По прежнему законодательству арендаторов определяли на конкурсе: я долго готовился к нему, собирал все документы. Но теперь для желающих взять в аренду такие участки проводят аукцион, и я тоже решил в нем участвовать.

Этот участок леса нужен мне не для того, чтобы передвинуть забор и расширить свой участок. Но дело в том, что здесь сваливается строительный мусор, отдыхающие граждане после походов выходного дня оставляют там бутылки, одноразовую посуду.

Сейчас минимум раз в месяц мы с женой берем перчатки, мешок и убираем все это сами. А раз в два года я нанимаю людей и чищу лес от сушняка, больных деревьев. Но я хочу иметь права, чтобы не просто заботиться о лесе, но и как-то прекратить все эти безобразия. Моя мечта - создать здесь парковую зону: проложить дорожки, провести свет, установить скамейки.

Но получается так, что если этот участок не возьму в аренду я, он попадет в другие руки. По законодательству строить жилые дома в лесах первой категории нельзя. Но тем не менее допускается вырубка 10 процентов таких участков для возведения на этой площади легких конструкций или рекреационных объектов.

А что такое рекреационный объект? Это может быть какой-нибудь спа-центр, небольшой пансионат. То есть теоретически на участке леса у моего дома можно получить под такое строительство 20 соток, и потом сдавать домики в аренду отдыхающим. Вот именно с этим правилом, как мне кажется, и связан ажиотаж. Запретите вырубку в подмосковных лесах, и он сразу спадет.

РГ: А что получилось с аукционом? По сообщениям некоторых СМИ, заявки на торги принимались всего несколько часов, их не смогли подать все желающие. В итоге участки достались победителям по цене, которая в несколько раз ниже рыночной стоимости аренды.

Шохин: Я знаю, какая в этом районе рыночная цена прав на аренду. Это, конечно же, не 30 тысяч рублей за сотку в год, как пишут некоторые издания: такая сумма набегает за 49 лет аренды.

Кроме того, это так называемый первоначальный взнос (потом раз в год надо будет платить за аренду участка, но эта цена на аукционе не разыгрывается). И, честно говоря, именно на рыночную цену я и ориентировался, когда беседовал со своим доверенным лицом перед аукционом.

Я бы этот участок все равно никому не отдал. Но, как участник торгов, я не обязан обеспечить доведение цены аукциона выше стартовой в несколько раз. По закону, аукцион начинается именно с нее. А затем, в ходе торгов, она должна расти и приближаться к рыночной. Но для этого требуется, безусловно, большее количество участников. Как это можно было сделать? Например, обеспечить прием заявок в электронном виде. Но это уже вопрос не ко мне, а к организаторам торгов.

РГ: А какие перспективы сейчас: вы рассчитываете, что участок останется за вами?

Шохин: Проверкой этого аукциона занимаются прокуратура и ФАС. Конечно, будет обидно, если окажется, что власти допустили нарушение законодательства. Но я готов к любому решению, мне "грязный" договор аренды не нужен.

В то же время не исключаю, что для предотвращения подобных коллизий впредь нужно принимать изменения в законодательство, четко прописывать в нем, как должна быть обеспечена прозрачность торгов. Пока складывается критическая ситуация, которая дискредитирует саму идею борьбы с коррупцией посредством аукционов. И, думаю, власти это тоже понимают.

Российский союз промышленников и предпринимателей

103070, Москва, Старая площадь, 10/4

Тел.: 748-41-11

E-mail: rspp@rspp.ru

цифра

40 процентов заработных плат сегодня выплачивается по "серым" схемам.