Для заместителя госсекретаря США Джона Негропонте в Гренландии наступили трудные времена. Мало того, что Америка, которую он представлял, оказалась в несвойственной ей роли догоняющего. В довершение ко всему Негропонте забыл на пресс-конференции шляпу, и его охране пришлось немало побегать, чтобы найти этот столь милый для шефа предмет одежды.
В Гренландии Негропонте объявил о планах Вашингтона ратифицировать Конвенцию по морскому праву. Правда, по словам американского дипломата, это не получится сделать до конца года. Хотя Белый дом предпримет необходимые усилия - ратификация конвенции отвечает интересам США, которые впервые получат возможность "легально" вести диалог о своей части арктических территорий в правовом русле - через комиссию ООН, отвечающую за определение границ континентального шельфа. Только на этот раз вести территориальные споры американцам придется главным образом со своими политическими единомышленниками - Канадой, Норвегией и Данией.
Согласие Вашингтона на подписание конвенции отнюдь не означает отказ американцев от военной составляющей своего арктического флота. А потому вопрос - завершена ли битва за Арктику, журналисты поднимали в Гренландии с завидным постоянством. По числу повторов он мог соперничать только с вопросом, который задавали главе МИД России Сергею Лаврову относительно установленного на дне Северного Ледовитого океана российского флага. Ответ, который давал глава внешнеполитического ведомства, каждый раз вызывал понимающую улыбку у иностранных журналистов. Лавров сравнил российский флаг в Северном Ледовитом океане с американским на Луне или флагами различных международных экспедиций на Эвересте. Ни в одном из этих случаев, добавил Лавров, речь не шла о попытках "застолбить" территорию.
На конференции Москва предложила вернуться к созданию механизма спасения "Арктик-Рескью", которую наша страна выдвинула несколько лет назад. С тех пор тенденция к увеличению грузо- и пассажиропотока в воздушном пространстве Арктики и на Северном Ледовитом океане стала еще более очевидной. Россия предложила участникам встречи в Гренландии обсудить формирование международной системы поисково-спасательных операций в высоких широтах, вплоть до создания единой диспетчерской службы. Эти предложения, хотя и в форме деклараций о намерениях нашли отражение в итоговом заявлении "пятерки". Стороны также договорились о сотрудничестве в таких областях, как сбор научной информации, касающейся континентального шельфа и защиты морской среды.
Куда труднее пришлось участникам международной конференции, когда их спрашивали о конфликте интересов в Арктике. Но, по крайней мере, на словах компромисс был найден. В итоговой декларации говорилось о сугубо мирном решении спорных проблем арктическими государствами. Хотя этот документ не наложил ограничений на планы Канады и США создавать на севере военные базы и строить боевые ледоколы, но дал надежду, что отдельные страны не станут устанавливать собственные правила игры в Арктике. "Мы не видим необходимости в разработке нового всеобъемлющего международно-правового режима для управления Северным Ледовитым океаном", - говорится в декларации.
К числу наиболее известных достопримечательностей Гренландии большинство справочников относят полярные миражи. Самый знаменитый из них получил название "фата-моргана". Люди видят настолько фантастические картины величественных парусников или окруженных пышной зеленью городов, отчего у неискушенных туристов буквально "глаза лезут на лоб". Вот и война в Арктике, о существовании которой много писали журналисты, если судить по результатам конференции, оказалась сродни тем самым гренландским миражам. В своем выступлении российский министр вообще назвал эту тему "надуманной и конъюнктурной".
Между тем
Большинству журналистов не хотелось так быстро расставаться с идеей возможного зарождения нового мирового конфликта третьего тысячелетия. А потому вопрос о том, окончательно ли остановлена война в Арктике, как водится, прозвучал и на итоговой конференции. "Остановлена", - уверенно отреагировал представитель Канады. "Она собственно никогда и не начиналась", - немедленно поправил его Лавров, вызвав дружный смех у коллег по дипломатическому цеху. А несколько сконфуженный такой реакцией канадец лишь кивнул в знак согласия с репликой российского министра.