Крупных изменений в законе о госзакупках ожидать в ближайшее время не следует, как бы закон ни критиковали.
Это дали понять представители ФАС и минэкономразвития на завершившемся вчера Втором международном форуме по государственным закупкам.
Минувшей осенью был принят довольно большой пакет поправок в закон о государственных и муниципальных закупках (94-ФЗ), поэтому требуется некоторое время, чтобы увидеть, как они сработают.
По данным минэкономразвития, за два года действия закона экономия бюджетных средств составила почти 300 миллиардов рублей. И это, приходят к выводу авторы, говорит о том, что закон с первой своей задачей - эффективное удовлетворение госнужд - справляется. Впрочем, никто не отрицает, что документ все же придется совершенствовать. В частности, упрощать чрезвычайно сложную процедуру подготовки и проведения торгов.
Одно дело, когда надо закупить для госнужд, скажем, самолет или силовую установку, и совсем другое дело, когда для школы надо закупить парты или хозяйственные принадлежности. Ситуации не сопоставимые по деньгам, по сложности заказа, по цене возможной ошибки. Однако по нашему закону схема организации и проведения торгов в обоих случаях одинакова, если цена закупки более 100 тысяч рублей.
Бывший завхоз школы, поликлиники или детского сада знал, что ему нужно столько-то мыла, столько-то половых тряпок, лопат и т.п. И при этом он должен уложиться в такую-то сумму. Все. Шел и покупал необходимое. Теперь он называется менеджером по закупкам. Он должен собрать закупочную комиссию, разработать условия конкурса и требования к лопатам, тряпкам и прочей ерунде, в строго определенные сроки объявить о конкурсе (аукционе) и с умным видом выбрать лучшего поставщика.
Руководитель управления контроля за размещением государственного заказа ФАС Михаил Евраев считает, что в целях экономии сил и средств небольшие государственные и муниципальные учреждения должны объединяться. "Если каждая школа или поликлиника будет заниматься заказом, ничего хорошего не получится. Надо делать централизованный заказ", - считает чиновник.
94-й закон такую возможность не исключает, но на практике ничего не получается. Замминистра экономики Московской области Лидия Никифорова тоже убеждена, что совместные торги дают серьезную экономию трудозатрат, но вот беда - нет желающих брать на себя хлопоты по их организации. Кроме того, нет документа, регламентирующего проведение совместных торгов.
Директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова видит главную проблему небольших заказчиков в том, что планирование у нас идет региональное, а бюджетирование - отдельное. Допустим, регион принимает программу развития сельских школ, и каждая школа должна сделать свой заказ. "Консолидация бюджетов пока невозможна в силу особенностей нашего бюджетного законодательства", - говорит Ирина Кузнецова.
Что касается второй задачи 94-го закона - борьбы с коррупцией, то участники форума практически единодушно утверждали: этот закон коррупцию вряд ли победит. Да, аукционы - это хорошо, электронные аукционы - еще лучше: торги анонимные, организаторы не знают, кому именно они отдают победу. Но в этом случае коррупция просто перемещается из сферы размещения заказа в сферу управления контрактом.
Антимонопольное ведомство возлагает большие надежды на недавно внесенные поправки в КоАП, которые устанавливают штраф до 50 тысяч рублей за нарушения процедуры размещения заказов и организации торгов для членов закупочных комиссий. По мнению же самих закупщиков, такие драконовские меры ведут лишь к тому, что народ начинает панически бояться. Грамотных специалистов в комиссиях и так раз и обчелся.
Эксперт по госзакупкам из Дании Андерс Гульдагер Кристиансен признался: "Штраф в размере 50 тысяч рублей меня пугает. А еще больше это напугало бы мою жену, которая посоветовала бы мне заниматься чем-то менее опасным". В Дании, сообщил эксперт, не предусмотрено какое-то особое наказание в сфере госзакупок. Если человек неоднократно совершает ошибки, его просто уволят за профнепригодность. "Западноевропейское законодательство о госзакупках - это инструмент развития конкуренции, а коррупцией занимаются прокуратура и полиция", - сказал эксперт.