30.05.2008 04:00
    Поделиться

    Валентин Черных: Тандем Путин-Медведев предупредил распри среди элит

    Помимо регулярно замеряемых социологами высоких и низких рейтингов у больших политиков есть еще образ.

    И этот образ должен совпадать с культурным запросом людей на то, как должен вести себя человек во власти. О том, как новая конструкция власти отражается в глазах народа и можно ли подобрать личные ключи к политическому стилю поведения, наш разговор с президентом фонда "Общественное мнение" Александром Ослоном и сценаристом Валентином Черных.

    Российская газета: Александр Анатольевич, вам принадлежит метафора "политической сцены", где на сцене первое лицо и его окружение, народ в зрительном зале и все больше на галерке, а в партере - те, кто занимается объяснением того, что происходит на сцене. Продолжает ли сегодня в России работать этот образ политической сцены?

    Александр Ослон: Безусловно, метафора "политической сцены" действует и сейчас. Но для полноты картины еще важно добавить "закулисье", где тоже идет своя жизнь. Далеко не все, происходящее на сцене, соответствует тому, что за кулисами.

    Сейчас на сцене - новая конструкция: вместо вертикали власти с одной вершиной появилась вертикаль с двумя вершинами. Но аналогичная ситуация возникает в любой корпорации, где существуют, например, совет директоров во главе с председателем и генеральный директор. Они делят между собой дела, которыми надо заниматься. Каждый занимается своими делами и согласовывает ход этих дел с другим.

    Что касается остальной части зала, я имею в виду народ, то по большому счету ничего не изменилось. Но зато усилилась уверенность в том, что происходящее на сцене заслуживает одобрения и большего доверия. Просто потому, что новая конструкция выглядит более надежной, эффективной и работоспособной. В партере, где находятся те, кто освещает политический класс, тоже, в общем, ничего не изменилось.

    РГ: У общества всегда есть определенный "запрос" на то, каким должно быть "первое лицо государства". Какие "запросы" определяют сегодняшнюю политическую сцену?

    Ослон: Прежде всего это запрос законодательный. По Конституции должна была произойти смена власти. Владимир Путин говорил об этом 8 лет, но никто не верил, что для него эта буква закона является столь важной. А возникновение новой конструкции связано с теми задачами, которые поставили перед собой два "первых лица". Они рассказали обществу, как они видят ближайшее и отдаленное будущее страны в перспективе. И это будущее ассоциировано с двумя ключевыми словами: стандарты жизни и их повышение и конкурентоспособность. Новая конструкция, в которой Медведев по закону занял место президента, а Путин - место премьера, как раз и связана с теми амбициозными задачами, которые поставлены ими и приняты обществом.

    РГ: Как общество восприняло изменения, произошедшие на "политической сцене"? Чего нам ждать?

    Ослон: Восприятие населения можно описать известной пословицей: одна голова хорошо, а две лучше. Что касается "политического класса" - чиновничьего, аналитического, журналистского, экспертного и т.д., то предстоящая деятельность настолько обширна, напряженна и насыщенна, что большинство оказалось втянутым в нее как непосредственные участники процесса. Именно поэтому у нас такая слабая оппозиция. Большинство не просто одобрительно относится к тому, что делается, а еще и активно втягивается в происходящие процессы, которые связаны с двумя ключевыми задачами, поставленными на перспективу - до 2020 года.

    РГ: Валентин Константинович, когда писали сценарий к фильму "Брежнев", вы искали ключ к личности правителя, чтобы объяснить его поступки и задать образ. Если бы вас попросили написать сценарий о наших современных политических лидерах, где бы вы стали искать ключ к их личности?

    Валентин Черных: В биографии. Сама жизнь дает ответы. Если говорить о нашем новом президенте, то у него после окончания юридического факультета Ленинградского госуниверситета было два пути. Пойти работать "на землю", как говорят милиционеры, то есть в следственные органы, прокуратуру, судейство, адвокатуру. Или заняться наукой и преподаванием. Он выбрал второй путь, на мой взгляд, более верный. Когда переходил на работу в мэрию, был уже очень хорошо подготовленным человеком. Мне кажется, он умеет хорошо просчитывать варианты: и если с самого начала думал о государственной службе, то выбрал безошибочный путь. Защитить диссертацию, получить ученую степень - это ценилось и гарантировало хорошие стартовые позиции.

    РГ: Личный мотив, по вашим словам, способен сыграть большую роль в становлении человека во власти. В вашем интервью вы как-то выдвинули гипотезу объяснения личности Ельцина: он не мог простить советской власти раскулачивания своих родных, которое пережил и запомнил. Эта спрятанная, долго хранимая злость сработала в начале 90-х. А разгадку страсти Брежнева к наградам нашли в его молодости, связанной с энтузиазмом и любовью к заслуженным наградам стахановских времен. Есть ли, на взгляд сценариста, подобного рода мотивы у наших новых лидеров?

    Черных: Владимир Путин на целое поколение старше Дмитрия Медведева. Я не знаю точно, какова была его мотивация перехода на работу в КГБ после окончания юрфака ЛГУ. Но по своим сверстникам знаю, что в офицерские училища они шли в первую очередь за хорошей зарплатой и за красивой формой. Жизнь была не мед, а армия и спецслужбы были и куда престижнее, и давали те блага, которых учителя и агрономы не имели.

    Дмитрий Медведев из интеллигентной семьи: его отец - преподаватель, мама тоже. Это совсем другая формация. Вряд ли у него есть комплекс бедного человека, все-таки он вырос в более благополучное время. Но замечательно, что наконец высшие посты занимают люди не из "коммунист-коммунара", это все-таки накладывает отпечаток на личность человека.

    Когда я узнал, что создается тандем Путин-Медведев, очень обрадовался. Если бы Путин не стал премьер-министром, вполне вероятны были бы распри среди элит. При смене власти у нас всегда происходили какие-то раздоры. А сегодня для любого человека наличие во власти на первых ролях Путина означает стабильность, уверенность и сохранность. Медведеву повезло, хотя ноша "первого лица" всегда очень трудная. Но они столько лет работали вместе, что я не вижу поводов для какого-либо раздрая.

    РГ: Что замечает глаз сценариста в первых шагах новой власти?

    Черных: Я внимательно слежу за всем, что происходит. Мне показалось, что первые шаги Медведева на новой должности естественные, не постановочные... Но вообще я давно убедился, что случайностей при прохождении человека во власть не бывает. Глупый человек все равно сорвется на подступах, не дойдет до президентских выборов. Медведев не сорвался. Хотя это очень молодой человек для такого высокого поста. Он даже моложе Кеннеди.

    Поделиться