Новости

30.05.2008 04:41
Рубрика: Экономика

Билет раздора

Транспортники Барнаула считают повышение тарифов на перевозку пассажиров недостаточным

Со 2 июня в краевом центре вырастут цены на билеты в общественном транспорте, но это не устраивает ни пассажиров, ни перевозчиков по диаметрально противоположным причинам.

В мэрии после серьезных расчетов решили: проезд в трамваях и троллейбусах будет повышен до 7,5 рубля, в автобусах большой вместимости - до 9, а в "газелях" - до 12. Несмотря на это, цены на проезд в барнаульском общественном транспорте останутся одними из самых низких в Сибири.

Повышение цены проезда в общественном транспорте, по большому счету, было лишь делом времени. Еще в декабре прошлого года транспортники поднимали этот вопрос. Чтобы не повышать тарифы, тогда было принято решение дотировать автоперевозчиков из бюджета. Город ежемесячно выделял предприятиям по 12 миллионов рублей, тем самым компенсируя затраты на перевозку пассажиров.

В Барнауле цены на проезд не повышались с 2005 года, тогда бензин стоил 12-13 рублей. На сегодняшний день за литр горючего надо выложить 22 рубля, а к концу года, если верить прогнозам, - от 24 до 26 рублей. Когда автопредприниматели вышли к властям с инициативой пересмотра тарифов, литр бензина стоил 19 рублей. Так что долгожданное повышение цен на билеты автоперевозчики приняли с нескрываемым скепсисом.

- В итоге мы вернулись на круги своя, - разводит руками председатель Барнаульского городского общества автопредпринимателей Валерий Леонов. - Цены на ГСМ растут, как на дрожжах. Принятый тариф уже запоздал, и сейчас он нас не устраивает. Если топливо вырастет в цене до прогнозируемых 26 рублей, мы снова окажемся в критическом положении. С 2005 года заработная плата водителей и кондукторов не повышалась. К нам отказываются идти работать.

Предприятия уже сегодня готовы принять больше сотни водителей, но мало кому хочется получать такую маленькую зарплату - 8-10 тысяч рублей. В итоге технически исправные автобусы стоят в гаражах, интервал движения увеличился, люди подолгу томятся на остановках.

- Сегодня автоперевозчикам не хватает примерно 40 процентов водителей, - показывает стопку бумаг Олег Яблинский, руководитель одного из крупнейших автотранспортных предприятий, которое обслуживает 21 городской маршрут. - Многие наши водители работают вахтовым методом в том же Новосибирске, где зарплата в 2,5 раза больше. Более того, у нас много автобусов, на которых водители трудятся без отдыха пять дней в неделю.

Напряженный график, по мнению автоперевозчиков, сказывается на увеличении аварийности на дорогах. На последней встрече сотрудников ГИБДД с перевозчиками было принято решение создать единую базу данных для водителей общественного транспорта. Теперь, устраиваясь на работу, водитель должен будет с листом приема на работу побывать в милиции, где ему дадут характеристику его "поведения на дорогах".

- На сегодняшний день мы не можем себе позволить покупку машин ни по лизинговым схемам, ни по другим видам льготной поставки автомобилей, - говорит Олег Яблинский. - Средств катастрофически не хватает, а между тем все основные запасные части и другие расходные материалы за два года поднялись в цене на 50-100 процентов. Предприятия сидят по уши в долгах, и мы не можем дальше нарабатывать себе убытки.

Схожее настроение у всех без исключения автоперевозчиков. Автобусники рассчитывали на более основательное повышение цен. Надеялись они и на то, что цены на проезд будут регулироваться раз в полгода или хотя бы в год.

В мэрии к сетованиям автоперевозчиков отнеслись сдержанно. "Сколько работаю в администрации города, не припомню такого, чтобы автоперевозчики были довольны размерами повышения цен, - признался корреспонденту "РГ" председатель комитета информационной политики Игорь Нестеров. - В мэрии все расчеты сделаны на основании тех документов, которые были представлены".

В этом году уже в трех городах Алтайского края подняли цены на проезд в общественном транспорте. Первым на уступки транспортникам пошел Новоалтайск, следом - Бийск и Рубцовск. Барнаул продержался до лета.

Комментарий

Людмила Лысенко, председатель комитета экономического анализа и ценового регулирования администрации Барнаула:

- Мы убеждены, что все предложения автоперевозчиков были учтены - согласно представленным ими документам. Производились расчеты не только прямых и плановых затрат. Учитывался еще и критерий доступности для населения услуг общественного транспорта. Он характеризуется долей расходов на транспортные услуги в составе величины прожиточного минимума. В 2006 году с тарифом в 7 рублей 50 копеек эти расходы составляли 12,5 процента. При тарифе в девять рублей они снизились до 10,7 процента. Есть еще общемировой критерий доступности, по которому в 2006 году доля затрат на транспортные услуги населения составляла 4,3 процента, а сейчас 3,3. Можно, конечно, установить тарифы в 15 рублей, но тогда возникает резонный вопрос: сможем ли мы удовлетворить потребности людей в этой услуге?

Экономика Товары и цены Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Сибирь СФО Алтайский край Барнаул