За задержку рейсов во Внуково туристы вправе требовать компенсации от туроператора

Горячий туристический сезон только начался, и сразу же первые летние отпускники столкнулись с трудностями перелета.

Напомним, что со среды на четверг в московском Внуково из-за отсутствия топлива было задержано сразу 9 рейсов авиакомпании "Атлант-Союз".

Пять самолетов держали путь в Анталию, один - в Даламан, один - в Шарм-эль-Шейх, два - в Хургаду. Плюс один регулярный рейс в Стамбул. В результате вовремя не отправились на отдых не менее 2,5-3 тысяч человек. Главный вопрос: смогут ли туристы рассчитывать на компенсацию "украденного" дня отдыха?

Здесь стоит напомнить, что совсем недавно вошли в действие новые правила, касающиеся авиаперевозок. По ним в случае задержки рейса на два часа пассажир может требовать два бесплатных телефонных звонка или возможность выслать переживающим родственникам одно электронное письмо. При задержке вылета от двух и более часов администрация должна предоставить пассажиру прохладительные напитки, а при опоздании рейса на четыре часа представители компании обязаны накормить клиентов горячим обедом. Если рейс откладывается более чем на шесть часов ночью и на восемь часов днем, то авиакомпания должна разместить своих пассажиров в гостинице. Если же пассажирам помощь не была оказана вовсе, они смело могут требовать компенсацию за испорченный отдых.

Большинству пассажиров злополучных рейсов повезло: их накормили и разместили, кому это было необходимо, в гостинице. Нерешенным пока остается лишь вопрос с днем отдыха, который граждане были вынуждены провести в аэропорту. А это значит, что вместо оплаченной недели отдыха они пробудут на курорте на сутки меньше.

Как пояснила "РГ" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, за задержку рейса отвечает авиакомпания. А вот за сокращение времени отдыха клиента, происшедшего из-за задержки рейса, несет ответственность туроператор. И именно туроператору турист должен предъявлять соответствующие претензии. Кроме того, сокращение времени отдыха из-за задержки рейса может быть отнесено к страховому случаю с точки зрения страхования ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта. Иными словами, турист может рассчитывать на компенсацию за счет финансовых гарантий.

Однако не секрет, что многие туроператоры устраняются от заботы о туристах в случае задержки вылетов, считая это обязанностью авиакомпании. По словам Ирины Тюриной, при рассмотрении претензий по задержкам рейсов суды оценивают степень участия исполнителей услуг, в нашем случае перевозчика и туроператора, в решении возникшей проблемы и принятых мерах, уменьшающих размер причиненного ущерба и морального вреда. То есть учитывается не только обеспечение комфорта ожидания, что является задачей авиакомпании, но и участие в этом процессе туроператора, который должен теребить авиакомпанию, помогать туристам в получении информации, содействовать в организации питания, размещении в гостинице и прочее.

Пока все туроператоры обещают решить ситуацию полюбовно. Они уже заявили о намерении компенсировать туристам прозябание в аэропорту дополнительными экскурсиями или, по-возможности, продлением тура. Между тем, как советует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, чтобы по максимуму оградить себя от возможных неприятностей на отдыхе, турист должен тщательней составлять договор с турфирмой.

"В договоре можно указать, например, в качестве существенного условия время вылета. А также любое другое непременное требование - например, расстояние до пляжа или наличие при отеле детской площадки, - говорит Дмитрий Янин. - Ни одно из этих условий не может быть изменено без вашего согласия. В противном случае у клиента есть все основания для судебного разбирательства".

реакция

Вчера же на ситуацию во Внуковском аэропорту отреагировали авиационные власти.

Руководитель Росавиации Евгений Бачурин заявил, что если бы за день до отмены девяти рейсов во Внуково авиационные власти были бы проинформированы о дефиците топлива у авиакомпании, то его можно было бы "перекинуть из Шереметьева". Бачурин пояснил, что авиакомпания "Атлант-Союз" ссылается на обещания "Торгового дома" решить проблему и в последний момент проинформировавшую, что решить ее не удалось.

Министерство транспорта будет вместе с Росавиацией тщательно анализировать ситуацию и сделает выводы. Если будет виновна авиакомпания в отмене рейса, то к ней будут применены меры вплоть до сокращения чартерной программы. К поставщику топлива также будет предъявлена претензия в случае его виновности. Бачурин отметил, что это первая отмена рейса в России из-за нехватки топлива. В дальнейшем Росавиация будет требовать ежедневные отчеты о состоянии запасов топлива в аэропортах для избежания повторения ситуации.

Кроме этого, в Росавиации констатировали, что с начала года цены на топливо выросли на 70 процентов: впереди высокий сезон, и Росавиация готовит обращение к нефтяным компаниям, чтобы те не использовали повышенный спрос на керосин для получения сверхприбыли, отметил Бачурин. Он также пояснил, что в стоимости билетов высока топливная составляющая. И рост цен на топливо сказывается на их удорожании. За последний месяц цена тонны топлива выросла на три тысячи рублей, и сейчас она составляет более 22 тысяч рублей за тонну. По прогнозу экспертов, отметил Бачурин, заводская цена на топливо в июне может вырасти до 29-32 рублей за тонну. Бачурин также напомнил, что сейчас московский НПЗ находится на профилактическом ремонте и в целом на московском авиаузле запас топлива сократился с обычных трех-четырех дней до двух-трех.

"Что касается пассажиров задержанных рейсов, то все они в ожидании вылета были обеспечены питанием и гостиницами", - пояснил Бачурин.