Сегодня "Российская газета" публикует постановление Главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, касающееся санитарно-эпидемиологических требований к органическим продуктам.
Этот документ не легкое чтение. Но и не для узкого круга специалистов. Он, без преувеличения, касается каждого из нас. Потому как в нем речь о новых, более современных, более строгих требованиях к продуктам питания. Какое молоко или какая курица имеет право прямой дороги на прилавок? Что покупатель может выбрать, чему отдать предпочтение? Вопросы не праздные - это судьба нашего с вами здоровья. Можно, скажем, купить молоко "из-под коровы", а можно- восстановленное из сухого порошка. И то и другое имеют право на существование, и то и другое абсолютно безопасны. Молоко из- под коровы будет именоваться "молоком", а восстановленное из порошка -"молочным напитком". Непривычно? Это лишь на первых порах. Зачем нужно? Чтобы было у нас с вами право выбора, чтобы не было обмана с ценами и так далее. Да и знать мы должны, на что тратим свои кровные.
Российская газета: Непривычное словосочетание: "органические продукты". Что это такое, Геннадий Григорьевич?
Геннадий Онищенко: Ответ не такой короткий, как вопрос. Органические продукты - это пищевые продукты, произведенные с использованием технологий, обеспечивающих их получение из сырья, которое, в свою очередь, получено без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормонов, ветеринарных препаратов, генно-модифицированных организмов, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения. Такие же требования предъявляются к сельским полям, угодьям, на которых могут произрастать органические продукты. И если, скажем, поля подобной регламентации не отвечают, то не о каких органических продуктах речи быть не может. То есть не любое поле подходит. Надо, чтобы на нем два года сеяли без применения удобрений. И только на третий год можно использовать это поле для получения органических продуктов.
Подобные требования и к пастбищам, на которых пасется скот для органического животного сырья. Три года оно, пастбище, не должно обрабатываться никакими средствами, здесь за последние шесть лет не должно быть ни одного случая коровьего бешенства. Даже особые требования к воде, которой поливалось поле: по каким трубам эта вода поступала к уборочному оборудованию.
РГ: Сложно... Проще можно?
Онищенко: Можно. В обиходе, на расхожем сленге, органические продукты - это экологически чистые продукты. Безусловно, они значительно дороже тех, которые приготовлены с использованием современных технологий.
РГ: Но вот я пришла в магазин. Как я отличу органический продукт от обычного? По цене? Но это сомнительный ориентир: у нас цену могут написать любую.
Онищенко: Могут. Потому и нужен очень строгий контроль. Потому и на этикетке должны быть все параметры продукта. Такая информация в одночасье не появится, но в ближайшем будущем обязана быть. Причем должна быть набрана текстом, который можно читать без лупы. Постановление для того и издано, чтобы начинать формировать требования к продуктам, которые изготовлены по технологиям, прошедшим испытание временем.
Подобные требования существуют в Европе, что закономерно: есть органические продукты, и есть продукты обычные. Появится у нас и сеть магазинов органической пищи.
РГ: Современные технологии, вытесняя антибиотики, гормоны, позволяют удерживать высокие темпы производства продуктов. Но вызывают в обществе сомнения по поводу тех же генно-модифицированных продуктов. Они лучше гормонов?
Онищенко: Это более высокий уровень науки, позволяющий положительно влиять на качество пищи: увеличивать содержание белка, других нутриентов. Повышает устойчивость без применения гербицидов против вредителей. Повышает возможность хранения и сохранения пищевых свойств и так далее.
Другое дело, что бурное развитие науки и здравоохранения в ХХ веке, успехи в химии, биотехнологиях, в моделировании утраченных природой свойств, изменение образа жизни. Все это потребовало системного пересмотра вопросов питания. Идет стремительное развитие производства пищи. И самое время остановиться, оглянуться, осмыслить. И путем обратного счета вспомнить и нормативно оформить: а что же такое продукты питания, произведенные по естественным технологиям? Задача не из легких.
Нужно учитывать и международную и европейскую практику подобных законотворческих документов. Постановление, которое сегодня публикует "РГ", - синтез нашей отечественной традиции и международной практики. Рискуя затронуть религиозные чувства ряда конфессий, скажу, что этот документ сродни правилам кошерной и халяльной пищи. Это говорит о том, что древние теологи когда-то сформулировали правила питания здоровой пищей. На современном витке истории мы возвращаемся к истокам. Публикуемый документ - свод требований к возделыванию традиционных сортов сельхозпродукции, к их переработке, хранению и потреблению.
РГ: Вернемся к доступности органической пищи...
Онищенко: Безусловно, она в своих ценовых категориях будет более дорогой и менее доступной. Но это вовсе не значит, что она недостижима. Если вы обладатель шести соток, если все культуры, которые вы выращиваете для своего потребления на "чистых" землях, то есть таких, в которые не вносились никакие удобрения, пестициды в последние несколько лет, то эти продукты смело можно относить к разряду избранных, к разряду органической пищи. Если ваша хохлатка питается естественным зерном, а не кормами, изготовленными на промышленном производстве, пьет воду из нормального колодца, клюет червячков и мошек, то ее мясо - органический продукт. Словом, все наши шесть соток - точка отсчета производства российской органической пищи. Что же касается промышленного производства, то это высокозатратные традиционные технологии, требующие новой культуры сельского хозяйства, культуры потребления.
Публикуемый документ сохраняет предложения, которые разрешают технологические вспомогательные средства для использования при производстве органических продуктов питания.
РГ: Например?
Онищенко: Стойловый навоз, птичий помет, полученные в условиях органического производства. То есть тех животных, которых долгое время не кормят химикатами, гормонами, антибиотиками. Или гумус от червей и насекомых, торф. Правда, торф не всякий подойдет. В общем: вперед в прошлое!
РГ: У меня нет шести соток. Но я хочу жить долго и не болеть. Как быть? Исключить неорганическую пищу?
Онищенко: Вовсе нет. Можно и органической пищей питаться так, что болезни не избежать. Культура питания в ином.
РГ: И все-таки что хуже: генно-модифицированные продукты или те, что вырастили с помощью антибиотиков и гормонов?
Онищенко: Некорректный вопрос. Мы не запрещаем производство продуктов, изготовленных с их помощью. И та и другая пища имеет право на производство, право находиться на наших прилавках. Но надо, чтобы у российского потребителя появилась неограниченная свобода выбора.
РГ: Но эта свобода будет ограничена финансовыми возможностями... Кстати, кошерная пища значит правильная пища. А она органическая.
Онищенко: Но когда была только органическая пища, умирали рано. Ныне живут 80 и больше лет. Мир меняется. Иные требования к питанию. Не забудем и о том, что, например, баран австралийский и баран российский - одной и той же породы, одного и того же возраста - имеют разный вкус. Вино, изготовленное из одного сорта винограда, по одинаковым рецептам, но в разные годы - разное. Нам еще предстоит отрегулировать, где, в каком регионе будут производиться те или иные продукты. У каждого народа есть свои вкусовые привычки, есть пристрастия к той или иной еде. И это нельзя сбрасывать со счетов. С этим нужно считаться. Ради гармонии, ради сохранения здоровья.