02.06.2008 03:00
    Поделиться

    Россия перешла на электронные авиабилеты, но еще не отказалась от бумажных

    Со вчерашнего дня по требованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) все крупнейшие российские перевозчики перешли на электронные билеты, так называемые e-ticket, на всех международных рейсах. Первые пассажиры уже опробовали новую систему на себе.

    Речь пока идет о шести российских авиакомпаниях - членах IATA: "Аэрофлот", "Трансаэро", "Волга-Днепр", "Владивосток-Авиа", ГТК "Россия" и S7 ("Сибирь"). Для этих перевозчиков переход на безбумажный процесс не стал неожиданностью. Многие начали приучать своих пассажиров к электронным билетам еще год назад. По некоторым данным, у авиакомпании S7 доля e-ticket составляет 87 процентов. Авиальянс AirUnion, пока не входящий в IATA, использует электронные билеты примерно в 50 процентах случаев. Авиакомпания "Атлант-Союз" обещает начать использовать e-ticket в начале следующего года.

    "Одним из главных преимуществ e-ticket является то, что его невозможно потерять, поскольку этот билет и информация о нем находятся в сервере авиакомпании с момента его приобретения, поэтому даже если вы потеряли этот билет в бумажном виде, он все равно у вас есть", - говорит представитель IATA в РФ и СНГ Владимир Проскурин.

    Существуют два способа покупки электронного билета. Первый - самостоятельно приобрести его через Интернет. Системы онлайн-бронирования есть на сайтах всех авиакомпаний, работающих по системе e-ticket. Второй способ - пассажир приходит в кассу или турагентство, оплачивает перелет, а на руки получает кассовый чек и маршрутную квитанцию.

    Электронный билет, так же как и его бумажный аналог, обязаны принимать в бухгалтерии по возвращении из командировки, а также посольства при подаче документов на визу. К тому же во всех цивилизованных странах электронные билеты стоят дешевле бумажных. По мнению специалистов, для авиакомпаний продажа одного электронного билета обходится на 200-250 рублей дешевле.

    И все же сегодня как в небе, так и на земле в среднем не больше 10 процентов пассажиров предпочитают электронные билеты традиционным бумажным. По мнению менеджера одного из крупнейших туроператоров Ирины Мельниковой, многие клиенты сознательно не хотят связываться с виртуальными билетами и по старинке больше доверяют бумажным носителям.

    К тому же, как рассказала "РГ" пресс-секретарь авиакомпании S7 Ирина Колесникова, к переходу на электронные билеты готовы далеко не все российские аэропорты. Для пользования системой e-ticket должна быть установлена специальная программа регистрации пассажиров и багажа, но сегодня не у всех аэропортов есть на это средства и возможности. Кроме того, слабо развита продажа таких билетов в агентской сети. Многие продавцы по привычке предлагают пассажиру бумажные билеты.

    Возможно, именно благодаря такому стечению обстоятельств перевозчики обещают пока оставить в обращении бумажные билеты. "IATA не заставляет авиакомпании переходить на электронное билетооформление, а рекомендует это сделать. Если авиакомпании захотят продолжить продавать бумажные билеты, они могут это сделать", - заверил Владимир Проскурин.

    Поделиться