Польское судостроение попало "под колесо" Евросоюза. С момента вступления Варшавы в ЕС Еврокомиссия требует от Польши реструктуризации этой отрасли, но решения проблемы поляки до сих пор найти не могут.
Терпение Еврокомиссии, по словам ее представителя Джонатана Тодда, подходит к концу. Он напомнил, что 1 июня истекли три года с того момента, когда было объявлено о неправомерности государственной помощи судостроительным предприятиям, которую оказывает им Варшава.
Суть конфликта в том, что по антимонопольному законодательству Евросоюза государство практически не имеет права поддерживать в данном случае судоверфи. А поляки выделили из бюджета судоверфям Гданьска, Гдыни и Щецина, по данным Еврокомиссии, более 1,2 миллиарда долларов.
Еврокомиссия требует вернуть эти деньги в бюджет, что для указанных судоверфей смерти подобно, а для Польши в целом - новая серьезная головная боль. Ведь закрытие верфей, на чем могут настаивать брюссельские чиновники в случае, если Варшава не найдет выхода из этой сложной ситуации, может привести к тому, что на улице окажутся около 100 тысяч человек, непосредственно корабелов и связанных с отраслью работников.
Польша, разумеется, ищет оптимальный выход из трудного положения. Но, как утверждают в Брюсселе, до сих пор не представила конкретного плана реструктуризации верфей. За последние месяцы, по словам Тодда, в Еврокомиссию были представлены лишь эфемерные планы исправления ситуации и обещания найти выгодного инвестора. Претенденты на приобретение польских судостроительных заводов в Гданьске, Гдыне и Щецине в действительности были, но будто бы не устроили Польшу. Так что вопрос до сих пор не решен. Срок для предоставления конкретных предложений истекает 30 июня.
Тем не менее министр госимущества Польши Александр Град постарался успокоить общественность, и в первую очередь судостроителей. На сегодня, сказал он, если верить газете "Речь Посполита", поляки получили уже четыре новых предложения на приобретение заводов в Гдыне и Щецине. "Ждем новых и думаем успеть в срок представить наши варианты Брюсселю", - добавил Град.
Как считает президент Щецинской верфи Артур Тшечиаковский, этого месяца будет достаточно для того, чтобы проинформировать Еврокомиссию о планах реструктуризации. Правда, оговорился Тшечиаковский, окончательно решить проблему за это время вряд ли удастся. И все же, по его словам, и руководство, и коллектив прекрасно понимают, что у завода нет другого пути, кроме приватизации.