На прошлой неделе в крае завершила работу комиссия Росздравнадзора, которая проверила, как в регионе организован контроль за качеством медицинской помощи и все ли лечебные учреждения получили лицензии.
О том, к каким выводам пришла комиссия и кому теперь жаловаться на качество медицинских услуг, корреспонденту "РГ" рассказал руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора) по Алтайскому краю Владимир Трешутин.
Российская газета: Владимир Аполлинариевич, с чем связан приезд комиссии федеральной службы Росздравнадзора на Алтай и что именно проверяли ревизоры?
Владимир Трешутин: Проверка Росздравнадзора была плановой. Главное, что хотела проверить комиссия, - передали ли мы часть своих полномочий субъекту Федерации и как регион с ними справляется. Поясню: с 1 января 2008 года функция государственного контроля за качеством оказания медицинской помощи, а также лицензирование муниципальной и частной системы здравоохранения, муниципальных и частных аптек переданы от Росздравнадзора главному управлению здравоохранения и фармацевтической деятельности Алтайского края.
Здесь особых претензий ни к нам, ни к крайздраву не было. Мы за 2006-2007 годы лицензировали деятельность практически всей первичной сети лечебных учреждений края. А это одна из самых крупных сетей среди регионов страны - свыше 1000 учреждений. Только в прошлом году мы выдали лицензии 40 участковым больницам, 97 сельским врачебным амбулаториям и 863 фельдшерско-акушерским пунктам (ФАП). Сегодня остались не лицензированными 19 ФАПов, противотуберкулезный диспансер в Рубцовске, бюро судебно-медицинской экспертизы Бийска и краевой противотуберкулезный диспансер, который переезжает в другое здание.
Теперь лицензированием муниципальных и частных медучреждений занимается краевое управление по здравоохранению, а мы проверяем их в надзорном порядке и выдаем лицензии краевым медучреждениям.
РГ: Что еще проверяла комиссия?
Трешутин: Комиссия проверяла не само качество медпомощи, а то, как организован контроль за ним. Теперь это тоже полномочия субъекта Федерации. Ведь согласно общероссийским социологическим опросам, от 30 до 60 процентов жалоб в медицине связаны именно с качеством предоставляемых услуг. Думаю, что в крае этот процент не меньше.
Проверяющие посетили 12 лечебных учреждений и пришли к выводу, что система контроля качества в регионе налажена, но недостаточен уровень подготовки заместителей главных врачей больниц в вопросах экспертизы качества. Сейчас мы совместно с крайздравом пытаемся организовать постоянно действующую переподготовку врачей, отвечающих за контроль качества медуслуг.
РГ: Получается, что серьезных нарушений в деятельности больниц края комиссия не обнаружила?
Трешутин: Комиссия, возможно, обнаружила бы больше нарушений, но мы только что завершили собственную проверку, которая касалась оказания платных медицинских услуг. В январе-апреле территориальный орган Росздравнадзора просмотрел 38 лечебных учреждений, а также главное управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности Алтайского края, комитеты по делам здравоохранения Барнаула и Бийска. По результатам проверки мы передали в суд четыре протокола на главных врачей больниц и направили 15 предписаний об устранении нарушений, в том числе и крайздраву, комитетам Барнаула и Бийска.
Серьезное нарушение было выявлено в системе здравоохранения Барнаула. Постановление правительства РФ № 27 обязывает медучреждения заключать договоры с пациентами на оказание платных услуг, а в Барнауле решением городской Думы была дана иная трактовка этого постановления, которая предусматривала заключение договора только в случаях дорогостоящих операций и лечения.
Четыре главврача были наказаны в административном порядке, а нарушители, получившие предписания, уведомили нас, что в ближайшее время все исправят. Комиссия Росздравнадзора опиралась на результаты нашей проверки и поэтому серьезных замечаний не высказала.
РГ: Вы лицензировали огромное число ФАПов. Насколько, по вашему мнению, доступна качественная медпомощь для жителей села?
Трешутин: Чтобы узнать ответ, надо систематически проводить социологические опросы. Поскольку их проведение предусмотрено в функциях контроля качества, то мы будем требовать этого от главного управления по здравоохранению.
По моему мнению, нацпроект "Здоровье" колоссально продвинул медицину на местах. 12 лет назад, когда я был заместителем начальника краевого комитета по здравоохранению, мы о таком и не мечтали: в село пришли передвижные флюорографы, эндоскопическая техника, маммографы. Правда, как показывают проверки, они не всегда эффективно используются. Но в целом первичное звено укрепилось. Мне кажется, люди должны были это почувствовать.
РГ: Сохранилась ли сеть первичных лечебных учреждений в крае?
Трешутин: Надо отдать должное руководству региона - первичная сеть сохраняется и поддерживается. Но есть проблема эффективности использования медицинских коек. Более 1000 из них выполняют медико-социальную функцию, и их занимают люди с психическими расстройствами, инвалиды. На эти места уже возникла очередь, что свидетельствует о снижении доступности социальной помощи. Говоря об эффективности использования медицинской койки, надо четко понимать: если человек нуждается в медицинской помощи, то он лежит в больнице, если же только в уходе - им занимаются органы соцзащиты. В социальных учреждениях должны быть созданы условия для постоянного проживания людей, а в медицинских таких условий нет. Да и расходы на содержание медицинской койки очень велики.
Кстати, комиссия Росздравнадзора посетила около десятка социальных учреждений - детские дома, дома-интернаты и в целом осталась удовлетворена их деятельностью. Однако сделала замечание, что в крае до сих пор не введены медико-социальные стандарты обслуживания в таких учреждениях. Это соответствующие требования к одежде, оборудованию, постельному белью, питанию, отделке помещений. Причина только одна - нехватка средств. В Алтайском крае сегодня дефицит территориальной программы обязательного медицинского страхования составляет 32,9 процента - один из самых высоких показателей среди регионов РФ. Но члены комиссии отметили, что даже с таким большим дефицитом программы ОМС здравоохранение края и социальная сфера находятся в достаточно приличном состоянии.
РГ: После передачи контрольных функций субъекту Федерации кто будет работать с жалобами пациентов?
Трешутин: Раньше, когда не было Росздравнадзора (до 2004 года. - Прим. ред.), все жалобы разбирались внутри структуры минздрава. И зачастую жалоба поступала… к тому же главврачу, на чью больницу жаловались. Потом государственные контрольные функции были у Росздравнадзора, а теперь они переданы краевому управлению по здравоохранению, но только в части муниципальной и частной системы здравоохранения. Мы по-прежнему контролируем краевые учреждения и в надзорном порядке проверяем работу с жалобами на муниципальном уровне. Поэтому системы "отфутболивания" не будет. Я сам всегда выезжал на все "тяжелые" жалобы, связанные со смертью роженицы или ребенка, проводил расследование и при необходимости передавал материалы в прокуратуру. И намерен эту практику продолжать. Недавно мы проверяли жалобу одной из пациенток на косметические услуги и выяснили, что медицинское учреждение не имело право оказывать такие услуги, поскольку у него нет соответствующей лицензии. По этому факту материалы переданы в правоохранительные органы.