Липецкие магазины шаговой доступности теряют покупателей и доходы

Магазины шаговой доступности теряют покупателей и доходы, несколько универсамов уже закрылось. Производители продовольственных товаров испытывают трудности со сбытом через сетевые супермаркеты.

Муниципальные власти предупредили предпринимателей, что им пора искать путь к спасению своего бизнеса.

Девяносто против двухсот

Только в прошлом году в Липецке открылось 14 торговых предприятий сетевого формата. Сегодня в городе около 60 магазинов региональных и почти 30 - федеральных и международных сетевых компаний. Это - четверть всех торговых точек города, а удельный вес их товарооборота в общем объеме - гораздо выше. В тех районах, где открылись сетевые супермаркеты, продуктовые магазины "у дома" площадью 100-300 квадратных метров, обслуживающие с десяток ближних многоэтажек, потеряли до трети выручки. В лучшем случае традиционным "точкам" шаговой доступности удается удержать выручку на уровне четырехлетней давности - до прихода сетевых операторов. Но за это время на порядок выросли инфляция, зарплаты работников, коммунальные платежи, стоимость аренды. В результате у небольших магазинов нет оборотных денег на ремонт, модернизацию оборудования, дальнейшее развитие. Многие из них перепрофилируются; другие закрылись, а помещения достались сетевикам.

Словом, повторяется ситуация десятилетней давности, когда после коммерциализации из Липецкого горторга "на свободу" вышли 130 магазинов, из которых выжили только три. Остальные не вписались в новую конкурентную среду. Сегодня, с приходом крупных сетевых компаний, идет вторая волна структурных изменений рынка и его новый передел. Владельцы маленьких магазинчиков задумались, как остаться на плаву? Вопрос имеет социальное звучание: в независимых торговых точках, которых в городе более 200, работают свыше 6 тысяч человек. В случае банкротства своих предприятий они потеряют работу.

Магазины шаговой доступности проигрывают конкуренцию. Главным образом - ценовую. Потому, что даже при невысокой наценке 15-17 процентов, продукты местных производителей у них дороже; а сетевики нередко продают товар по той цене, за которую небольшие магазины приобретают его у поставщиков. Основной покупатель, естественно, идет туда, где цены ниже. Но, даже если магазинам "у дома" удается держать цены на уровне гипермаркета, они все равно в проигрыше. Поскольку тот же товар от того же производителя им обходится дороже и они не получают от продажи такой прибыли, какую имеет сетевик. Эффективность работы сетевых компаний определяется большим объемом закупок. Благодаря этому они и добились от переработчиков больших скидок, входных платежей, бонусов, поощрительных премий. Поставщики дают сетевым операторам, в отличие от мелкого клиента, отсрочку платежа; выполняют их заявки в первую очередь порой в ущерб мелким магазинам, которым без предупреждения могут ограничить отпуск продукции, если уже отгрузили ее в сеть.  

Союз малых

На состоявшемся в мэрии совещании владельцев магазинов малого формата прозвучала мысль, что такие предприятия, с оборотом 30-40 тысяч рублей в день, станут интересны для крупных поставщиков наравне с сетевиками, если объединятся в закупочные альянсы. Члены сообщества сообща смогут делать крупные заказы, что позволит добиться у производителей или посредников скидок, а также сэкономить на доставке с помощью оптовых распределительных центров. Тогда они получат возможность на равных конкурировать с сетевыми структурами в ценовом регулировании. К тому же велосипед изобретать не надо: подобные кооперативы, союзы, ассоциации магазинов шаговой доступности показали свою эффективность и в России, и за рубежом.

За вхождение в торговую сеть с мелкого производителя требуют "входной билет" - 500 тысяч рублей. Плюс "выкуп полки", оплату за ассортимент, а по итогам года еще и ретробонус, который больше месячного дохода 

Закупочные альянсы могут стать альтернативой и для местных переработчиков, особенно малых предприятий, которые не могут увеличить объемы производства из-за трудностей со сбытом. Их продукция может не попасть на полки супермаркетов, потому что не соответствует стандартным требованиям к упаковке, штрихкодам, логистике. Еще один барьер - жесткие условия партнерства. По словам Эдуарда Дунского, директора фирмы, в которую входят небольшие сельские молзавод и мясокомбинат, за вхождение в торговую сеть с него потребовали оплатить "входной билет" - 500 тысяч рублей, выкупить полку и заплатить за ассортимент по каждой позиции, а у него только колбасы - 80 сортов. Проведение промоакций и содержание мерчандайзера - тоже за счет поставщика. В итоге доходов от реализации мяса практически не было, а от колбасы - 26 процентов, но продать ее труднее, чем аналогичную от известных производителей. Плюс ко всему, по итогам продаж за год необходимо заплатить ретробонус - сумму, большую, чем доход от месячной реализации. Таким образом, сетевая компания "накручивает" на производителе 20-25 процентов, сохраняя низкую цену на товар. Чтобы не закрывать производства, где заняты больше ста сельских жителей, фирма намерена купить тонары, автолавки и поставлять продукцию в мелкие магазины.

Пример не единичный: не так давно липецкие предприятия малого бизнеса обратились в областное управление антимонопольной службы с жалобой, что федеральные торговые сети не заключают с ними договоры на поставку продукции или заключают на кабальных условиях. Также местные переработчики, включая весьма крупных, ищут поддержки в мэрии. А региональный профсоюз инновационных и малых предприятий поддержал инициативу своих членов создать сбытовую сеть.

Колбаса в кредит

Конкуренция двух торговых систем - сетевых операторов и союзов магазинов малого формата - выгодна не только производителю, но и потребителю. Конечно, сети принесли современные стандарты торговли и стали благом для покупателей. Однако есть у них и недостатки: полуфабрикатов и консервов - полно, а свежих продуктов - минимум. Дешевый привозной товар вытесняет местную продукцию лучшего качества. Постепенно супермаркет превращается для потребителя из доброго соседа в диктатора: покупаешь не то, что хочется, а то, что предлагают. Что удобно закупать крупными партиями, транспортировать, долго хранить, выставлять на полки. Все это позволяет гиганту максимально оптимизировать систему бизнес-процесса. По мере ужесточения конкуренции между самими сетями унификация и стандартизация ассортимента и сервиса будут только расти.

В этой ситуации независимым магазинам, в которых средний чек, как правило, 100-150 рублей, предоставляется шанс взять реванш за счет изначальных преимуществ. Их шаговая доступность экономит покупателю время на единичную покупку, например, пакета молока или буханки хлеба. Они в силах более оперативно следить за изменением спроса и регулировать количество товара, например, брать молоко без консервантов и усилителей вкуса, со сроком хранения не более пяти суток, а не двух недель. Магазины "у дома" имеют возможность проявить индивидуальный подход к каждому покупателю, продавать постоянным клиентам товары в кредит и в долг. Став специализированными кондитерскими, винными, мясными, рыбными лавками, они в состоянии предложить более широкий ассортимент элитных, экзотических, специфических товаров. На полезной площади 150-300 метров можно разместить пункт приема химчистки, парикмахерскую, детское кафе.

Игра без правил

Сбалансированность конкуренции между крупными и мелкими розничными торговцами должно регламентировать и законодательство, но оно требует доработки. Так, в соответствии с федеральным законом в прошлом году в регионе были установлены правила, ограничивающие время торговли алкогольной продукцией. Однако они коснулись только магазинов малого формата, потерявших до трети выручки, и дали конкурентные преимущества сетям. Согласно закону к хозяйствующему субъекту могут применяться антимонопольные меры, если он занимает свыше 35 процентов рынка. Но федеральные торговые сети имеют долю от общего оборота в пределах 10 процентов. Ожидается, что закон о торговле уменьшит допустимую долю присутствия крупных компаний на рынке и позволит ФАС воздействовать на сети. Также есть надежда, что в новом законе учтут опыт многих стран, где сетевым супермаркетам разрешено располагаться только на окраинах городов с населением от 40 тысяч человек. К тому же на Западе, как правило, магазины шаговой доступности работают круглосуточно, а гипермаркеты закрываются после 18 часов и на выходные.

Нуждается торговый малый бизнес и в новых формах господдержки. Например, если пекарю за счет льготных субсидий помочь приобрести или снять в долгосрочную аренду помещение, где он разместит и пекарню, и булочную, у него будет прибыльный бизнес. Вопрос только в том, доживут ли до прекрасного будущего нынешние магазины малого формата. Разговор, начатый в мэрии, о том, что надо объединяться, повис в воздухе. Пока не сформирована даже инициативная группа, которая должна подготовить конкретный план создания в Липецке союза магазинов шаговой доступности.

Комментарии

Валерий Федоров, первый заместитель главы Липецка:

- Выживаемость магазинов малого формата - важная задача муниципалитета в контексте заботы об улучшении качества жизни горожан. Но у нас нет федеральных законов, позволяющих городской власти не пускать сетевиков. Мы решили, что нынешних сетей нам пока хватит. Правда, это решение ничем не подкреплено - со стороны местного бизнеса ясных заявлений нет.

Лилия Погудина, президент Липецкой торгово-промышленной палаты:

- Малому бизнесу надо "приручать" потребителя, который не желает следовать навязанным стандартам качества, ассортимента и сервиса больших магазинов, а ищет свой товар и своего продавца. Эти неосознанные предпочтения и должна использовать вторая волна малого бизнеса в торговле. Но к этому не готовы ни законодательство, ни власть, ни сами предприниматели. ТПП может предложить свои ресурсы для повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли. Например, бесплатно провести серию семинаров по франчайзингу, современным методам продаж и эффективной логистике. Готовы предоставить площадку для создания конструктивного отраслевого объединения малых торговых предприятий.

Людмила Черкашина, заместитель руководителя Липецкого управления ФАС России:

- Федеральная антимонопольная служба России выдала предписание сетевой группе "Пятерочка" устранить пункты в договорах, которые ущемляют права производителей. Речь идет в том числе о входном бонусе и штрафных санкциях партнерам, если другим продавцам они поставляют аналогичную продукцию дешевле. Чтобы разработать единые для всех регионов правила заключения договоров поставки, компании дан срок три месяца.