Игорь Ратников: Готовиться к поездкам за границу следует заранее

Ростовские пограничники придумали способ избавиться от пробок, образующихся летом на автомобильных пунктах пропуска через российско-украинскую границу. Но он сработает, если инициативу поддержат сами путешественники. О подробностях рассказал на деловом завтраке в Южном представительстве "РГ" начальник погрануправления ФСБ России по Ростовской области, генерал-майор Игорь Ратников.

Российская газета: Игорь Витальевич, почему на пунктах пропуска каждый год возникают сезонные очереди?

Игорь Ратников: Граница продолжает обустраиваться. Пока у нас работает только два пункта пропуска, оборудованные должным образом: "Гуково автодорожный" и "Новошахтинск". Еще четыре: "Весело-Вознесенка", "Матвеев-Курган", "Донецк" и "Волошино" - в стадии строительства. Когда оно завершится, пересекать границу можно будет проще и быстрее. Пока же пропускная способность пунктов очень низкая. Летом это становится настоящей проблемой. Взять, к примеру, Весело-Вознесенское направление - дорога в Крым. Несмотря на то, что рядом Краснодарский край, ростовчане и нередко сами кубанцы едут отдыхать именно туда - сказывается разница в ценах. У многих россиян родственники на Украине, которых они стремятся навестить во время отпуска. Это дополнительная нагрузка. В итоге на дороге скапливаются очереди, люди нервничают. Много жалоб поступает по поводу отсутствия элементарных удобств - в пунктах пропуска нет даже туалетов.

РГ: И что же делать?

Ратников: Ускорить процесс обустройства пунктов пропуска не можем ни мы, ни местные власти, так как средства поступают из федеральной казны. Надеемся, что как только созданное в конце прошлого года Федеральное агентство по обустройству государственной границы заработает в полную силу, ситуация изменится к лучшему. Пока же есть только один выход - перераспределять автомобильные потоки. По этому поводу уже есть договоренность с ГИБДД. Мы планируем вывешивать на постах информационные объявления о степени загруженности пунктов пропуска и возможных вариантах пересечения границы через другие, более свободные "коридоры". Ведь пункты пропуска, расположенные севернее той же "Весело-Вознесенки" - "Матвеев-Курган", "Новошахтинск", "Волошино" загружены гораздо меньше. Понятно, что путешественникам в этом случае придется делать крюк, но зато не нужно будет стоять в очереди и тратить нервы.

Вообще, нужно сказать, что россияне, а особенно жители приграничья, не готовятся к поездкам в самостийную так, как надо. Думают: "Курица не птица, Украина - не заграница". Везут детей без документов, фотографии в паспорт вовремя не вклеивают - все это создает дополнительные трудности и для них самих, и для сотрудников пограничной службы. Это касается не только автомобилистов. Каждый сезон для переоформления документов мы вынуждены снимать людей с поездов, ведь их с такими "корочками" и Украина не примет. Поэтому убедительно просим всех, кто собирается пересекать границу: готовьтесь к поездке, чтобы не портить себе отдых.

РГ: В Ростовской области помимо автомобильных пунктов пропуска есть железнодорожные и морские. Они тоже будут обустраиваться?

Ратников: Думаю, за них возьмутся после того, как будут введены в строй те четыре автомобильных пункта, о которых я уже говорил. Необходимость в этом есть.

Грузооборот увеличивается постоянно, причалов в портах не хватает, личный состав у нас работает с перегрузкой, зачастую приходится оформлять суда на рейдовых стоянках, поскольку причальные стенки заняты.

РГ: Как вы объясните то, что объемы контрабанды через российско-украинскую границу год от года не уменьшаются?

Ратников: Основная причина - стремление организованных преступных групп получить значительную финансовую прибыль за счет реализации контрабандных товаров на территории сопредельного государства, будь то Россия или Украина. Преступники играют на разнице в ценах на ряд основных востребованных или дефицитных товаров, в частности на ГСМ. Эта деятельность носит хорошо организованный характер. Ее инициаторы постоянно меняют тактику, вовлекают в свой бизнес местное население, недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. Даже по распутице, когда на большегрузных машинах в обход дорог перемещаться трудно, умудряются перегонять бензин по кустарным трубопроводам, что наносит серьезный вред окружающей среде. Особенно проблемный в этом отношении город Донецк. Только в двух случаях по возбужденным прокуратурой уголовным делам ущерб, нанесенный экологии, составил 700 тысяч рублей. Существует и реальная угроза попадания нефтепродуктов в реку, из которой воду берет весь Каменский район. К слову, за последние полтора года было обнаружено и уничтожено 14 нелегальных трубопроводов.

РГ: И тем не менее, бензиновый бизнес на границе продолжает процветать. Неужели нет способа окончательно его прекратить?

Ратников: Есть меры административного характера. Нужно ограничить завоз бензина теми объемами, которые действительно нужны территории. И контролировать, на какие нефтебазы он поступает, куда потом реализуется. В Чертково это дало хороший результат. Там есть знаменитая улица Дружбы народов, по которой проходит граница. Раньше многочисленные нефтебазы, которые на ней расположены, завозили ГСМ без ограничений, но после того, как администрация района утвердила потребности предприятий в ГСМ, все встало на свои места. В Донецке ситуация несколько иная. Небольшой городок, по самым скромным оценкам, потребляет ГСМ если не больше чем Москва, то в сопоставимом количестве. Но он не входит в пограничную зону, там отсутствует пограничный режим, поэтому установить контроль с нашей стороны невозможно. Этим могли бы заниматься сотрудники ГИБДД, но пока такая практика там не распространена, да и реальные потребности города на ГСМ пока не определены.

РГ: Как вы относитесь к созданию свободных зон торговли на российско-украинской границе?

Ратников: Положительно. Это может помочь решить проблему контрабанды. В том же Чертковском районе мы с местной администрацией уже опробовали похожую схему на улице Дружбы народов. Стихийная ярмарка и раньше собиралась там время от времени. Теперь торговцы разбивают палатки официально. Мы рекомендовали главе огородить площадку, сделать калитки, чтобы люди могли заходить, показывать паспорта с местной пропиской и делать покупки. Что касается более крупных экономических зон, к примеру, еврорегиона "Донбасс", то их создание, безусловно, пойдет на пользу экономике Ростовской области и ее жителям. Но эти вопросы требуют законодательного регулирования на уровне федерации.

РГ: Какова ситуация с оборудованием стоянок для плавсредств в Азовском море?

Ратников: Командиры наших подразделений, дислоцированных в Неклиновском и Азовском районах, постоянно проводят работу с главами местных администраций и населением, разъясняя им необходимость оборудования причалов. Они предназначены для того, чтобы учитывать маломерные плавсредства - это требование правил пограничного режима. Но существенных подвижек в этом направлении пока нет - не хватает средств.

А жители побережья залива не заинтересованы в организации строгого учета маломерных плавсредств, так как многие занимаются незаконным выловом рыбы.

РГ: Как пограничники борются с браконьерами?

Ратников: C привлечением сотрудников Государственной морской инспекции Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны проводятся регулярные рейды. Организован контроль за объемом выловленной рыбы, выполнением квот. Совместно с органами внутренних дел проводятся мероприятия по пресечению скупки незаконно добытой рыбы, свободной продажи незаконных орудий лова. За последнее время было изъято около двух тысяч метров сетей и возмещен ущерб водным биоресурсам на сумму 500 тысяч рублей.

РГ: Работают ли в управлении телефоны доверия для граждан, желающих сообщить о нарушениях или фактах коррупции? Какого рода звонки туда поступают, на что жалуются люди?

Ратников: Да, с 1 марта у нас работает телефон доверия. Его номер (863) 287-93-54. В основном люди сообщают об очередях в пунктах пропуска через государственную границу, была информация о фактах коррупции. Ни одно из сообщений не остается без внимания. По каждому после проверки его достоверности принимаются меры.