Еще в мае сахарный песок на прилавках магазинов дорожал быстрее большинства продуктов. Но с первого июня правительство России больше чем на треть снизило ввозную пошлину на сахар-сырец. Теперь оживится импорт, опустятся оптовые цены, и отреагирует розница.
Казалось бы, сладкоежки должны торжествовать. Однако засилье дешевого тростникового сахара вполне может завтра крепко ударить по карманам граждан.
Низкие цены, как заявил на днях генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, "отбивают все стимулы для развития" отечественного производства. Оптовые цены на сахар сейчас примерно такие же, как были в начале 2003 года. А промышленные издержки отечественных производителей с тех пор выросли в 2,5 раза, утверждает ведущий "сахарный" эксперт ИКАР Евгений Иванов.
Низкие прибыли при выращивании сахарной свеклы уже заставляют растениеводов переключаться на более прибыльные зерновые и подсолнечник. По прогнозу министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, площадь полей под сахарной свеклой в этом году будет на 10-15 процентов меньше, чем в прошлом. Глава минсельхоза надеется, что за счет более тщательного ухода за посевами крестьяне соберут не меньший урожай, чем в прошлом году. Евгений Иванов придерживается примерно такой же точки зрения, хотя и допускает, что при самом пессимистическом варианте производство свекловичного сахара может оказаться на 6-8 процентов ниже, чем год назад.
До дефолта российский сахарный рынок на три четверти наполнялся импортным товаром. Начиная с конца девяностых и до этого года посевы сахарной свеклы и производство собственного сахара в нашей стране непрерывно росли.
В результате из 5,8-5,9 миллиона тонн сахара, которые мы ежегодно съедаем всей страной, 3,1-3,3 миллиона тонн производится из сахарной свеклы, выращенной на российских полях. Импорт так называемого белого, то есть готового к употреблению, сахара не превышает 0,4 миллиона тонн. Гораздо выгоднее ввозить - его перерабатывают отечественные предприятия, а это рабочие места и налоги в бюджет. Поэтому еще 2,9 миллиона тонн наши сахарные заводы производят как раз из сырца, привезенного из-за океана. Из этого количества 0,3 миллиона тонн Россия экспортирует соседям.
Есть и запасы. По мнению Евгения Иванова, они в этом году вырастут на 400 тысяч тонн.
В общем, с объемом сахара на нашем рынке проблем нет. Однако, по мнению Алексея Гордеева, можно и дальше снижать зависимость российского сахарного рынка от импорта. Эксперты говорят, что природно-климатические условия нашей страны в принципе позволяют вырастить достаточно свеклы, чтобы вообще не ввозить сахар из-за границы. Другое дело, что тростниковый сахар по определению дешевле свекловичного - в стране, где в лесах много диких обезьян, сахарный тростник растет так активно, как у нас лишь сорняки. Но, правда, только до тех пор, пока за океаном все спокойно.
Несколько лет назад в Бразилии, где давно уже заправляют автомобили бензоспиртовой смесью, из-за роста цен на нефть резко стали больше сахара перегонять на этанол. В результате тростниковый сырец на мировом рынке крепко подорожал. Что незамедлительно сказалось и на нашем рынке. Потом мировые цены снизились - три года подряд на планете наблюдается перепроизводство сахара. Однако так не будет продолжаться вечно. Падение цен почти всегда предвещает их взлет. Специалисты ИКАР уже прогнозируют рост биржевых котировок на сахар-сырец.
Чтобы страна не осталась в конце концов без собственного сладкого, правительство серьезно защищает отечественный рынок. Постоянно действующая ввозная пошлина на сырец - 140 долларов за тонну. А с 1 декабря прошлого года отраслевое лобби пробило введение на полгода сезонной пошлины - 220 долларов за тонну сырца. Она была призвана поддержать отечественного производителя свеклы - перерабатывающие заводы, по идее, должны были переключиться на доморощенное сырье. Правда, готовясь к повышению пошлины, импортеры осенью завезли в страну много тростникового сырца. Возможно, поэтому зимой сахарные цены не сделали свечку и стали активно подрастать уже ближе к сроку отмены сезонной пошлины - 1 июня.
А производители сахарной свеклы в результате не воодушевились и все-таки снизили посевные площади. Хотя, если бы сезонная пошлина не была введена, желающих сеять сложную и требующую специальной техники культуру могло оказаться еще меньше.
Евгений Иванов считает, что господдержка этой отрасли должна быть более адресной, системной и последовательной, а правила импорта должны действовать без значительных изменений не менее трех лет. В противном случае российским любителям сладкого придется надеяться только на стабильность в Бразилии и на мировых рынках.
Уже сейчас в отрасли сложилось положение, при котором выращиванием свеклы выгодно заниматься только аффилированным с переработчиками сельскохозяйственным предприятиям. Другие уходят с рынка. А чем меньше конкуренция, тем, как известно, выше цены.
Кстати. Даже если бы в нашей стране стали выращивать вдвое больше свеклы, о сахарной независимости России говорить было бы невозможно. Дело в том, что больше 90 процентов семян этой культуры на отечественных полях - импортные. Начиная с 2004 года отрасль стремительно перешла на зарубежные, более урожайные сорта. По мнению Евгения Иванова, это не всегда экономически оправданно. Дело в том, что заморская свекла хуже хранится. В Европе сахарные заводы более мощные, и там это свойство корней не столь существенно, как в России. У нас заводы в основном слабее, и корешки лежат месяцами, дожидаясь своей очереди на переработку.
Евгений Иванов считает, что лучшие российские сорта дают в итоге больший экономический эффект, чем многие импортные, так как хранятся гораздо дольше. Однако без основательной господдержки селекции и семеноводства российские семена не могут конкурировать с импортными.
В общем, как ни крути, мы не можем сами решать, сколько ложек сахара сыпать себе в чай.