В России насчитывается 177 угольных шахт. Ежегодно Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выявляет на них более 120 тысяч нарушений правил безопасности. Еще тысячи нарушений инспектора Ростехнадзора выявить не в состоянии.
Нарушения в работе ОАО "Шахта им. Ленина", где в минувшую пятницу произошла авария, повлекшая человеческие жертвы, выявлялись неоднократно, ее деятельность даже приостанавливалась. Как рассказал пресс-секретарь Ростехнадзора Евгений Аношин, причина большинства нарушений - человеческий фактор. "На шахте имени Ленина нет единого коллектива, там работает 5-6 подрядных организаций. Можно предполагать, что в таких условиях внутренний производственный контроль осуществлялся не должным образом", - пояснил он.
В целом статистика аварий, в том числе повлекших за собой смерть людей, в горной промышленности неутешительная: в прошлом году произошла 21 авария, погибли более 200 человек. С начала этого года зафиксировано уже 6 аварий, ушли из жизни 47 человек.
Как показал анализ происшествий, одна из основных причин получения людьми травм - низкий уровень производственного контроля на предприятиях. Во время обследований шахт часто выясняется, что система производственного контроля, как правило, лишь оформлена документально, а ее исполнение производится формально.
Есть и еще одна тенденция - зачастую рост аварийности на производстве происходит в период отпусков и в праздничные дни, когда технологические операции выполняются неукомплектованными звеньями работников, а должностные обязанности исполняются людьми, не имеющими профильного образования. Более того, инспекторами Ростехнадзора были вскрыты случаи, когда в праздничные дни к работе привлекались ученики и стажеры для самостоятельного выполнения работ без контроля со стороны наставников.
В связи с ростом числа аварий и несчастных случаев Ростехнадзор начинает внеочередные проверки на горных предприятиях страны, которые продлятся до 30 июня. При этом ведомство намерено чаще приостанавливать работу предприятий сроком до 5 суток при нарушении правил безопасности. Кроме того, по словам Евгения Аношина, Ростехнадзор считает необходимым предоставить право инспекторскому составу на остановку опасного производственного объекта за нарушение требований промышленной безопасности с наложением пломбы без ожидания решения судебных органов.
Нынешние штрафы вряд ли кого-то напугают: до 20 тысяч с предприятия и несколько тысяч - с административных лиц. Поэтому руководителям предприятий значительно дешевле заплатить по квитанции, выписанной Ростехнадзором, чем выполнять многочисленные требования техники безопасности. В развитых же странах в случае гибели людей управляющие предприятием должны выложить 250-300 тысяч долларов.
Хотя не исключено, что по этим показателям нам в ближайшее время все-таки удастся "догнать Запад" - Ростехнадзор подготовил поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым штрафы за нарушение требований промышленной безопасности могут увеличиться в десятки раз.
Пока же ведомство борется с нарушителями, докладывая о наиболее вопиющих случаях владельцам предприятий. Как выяснилось, хозяева крупных шахт и разрезов, как правило, даже не подозревают о том, как на самом деле обстоят дела на их предприятиях и какие там существуют угрозы для работников или окружающей среде.
Также Ростехнадзор начал проводить аттестацию руководителей предприятий и инженеров, отвечающих за безопасность. В первую очередь экзаменовке подвергаются менеджеры организаций, где произошли несчастные случаи со смертельным исходом. Как показывает статистика, успешно проходят аттестацию лишь две трети экзаменуемых.