Уникальный юбилей судебной волокиты случился буквально на днях в Ступинском суде Московской области. Процессу "гражданка Шеватова против гражданки Яковлевой" исполнилось ровно двадцать лет. Третье десятилетие суд рассматривает и никак не может рассмотреть обыкновенное гражданское дело.
Безусловно, двадцать лет - дата весьма солидная. Редакция попыталась поздравить с юбилеем исполняющую обязанности председателя городского суда Ольгу Михайловну Майбороду, но оказалось, что праздновать эту дату в суде почему-то не хотят.
Процесс между гражданкой Шеватовой и семьей Яковлевых начался еще в другой стране - СССР. Суть дела проста. Глава семьи руководил местным колхозом. И дом, и приусадебный участок, которые теперь фигурируют в исках, принадлежали семье. После смерти мужа его вдова, кстати, ветеран войны и очень заслуженная женщина, продала часть дома местному школьному учителю. После его смерти и появилась гражданка Шеватова. Она объявила себя наследницей, хотя в завещании не значилась. Женщина умудрилась через несколько лет после смерти учителя признать его душевнобольным и тем самым сделать его завещание незаконным. Испуганные наследники судиться не стали и отступили. Семье Яковлевых отступать из родного дома было некуда. А гражданка Шеватова, поселившись на учительской половине, стала расширять свое жизненное пространство, естественно, за счет соседей.
За два десятилетия было вынесено 6 судебных решений. Все они исправно отменялись вышестоящей инстанцией, то есть Московским областным судом. На сегодня в Ступине не осталось ни одного судьи, который бы не рассматривал это дело. Доходит до парадоксов. Следователь прокуратуры, который в свое время разбирался с гражданкой Шеватовой по поводу ее драки с соседями, с тех пор стал сам судьей и опять занялся теми же людьми. Секретари суда, при которых начинался этот эпохальный процесс, родили и вырастили детей, сами стали судьями, а процесс все идет. Сегодня дело уже насчитывает восемь томов.
Был период, когда эти тома отправили в суды других районов, потом вернули домой и началось по новой. За многолетнюю волокиту отвечать некому.
Каждый раз, когда вышестоящая организация отменяет решение местных судей, она дает указания, как правильно рассмотреть дело. С той же регулярностью эти указания не выполняются без последствий для тех, кому они адресованы.
Самое замечательное, что это дело в "долгоиграющем" судопроизводстве не одиноко. Иск Ольги Литвиновой из села Вареновка в Неклидовском районном суде Ростовской области рассматривают уже 15 лет. В этом суде трудятся восемь судей. Каждый из них занимался иском "о пользовании земельным участком и колодцем" от одного до четырех раз. И в этом элементарном, на взгляд грамотного юриста, деле два хозяина участка решают спор второе десятилетие.
С самых высоких трибун руководители разного ранга на все голоса говорят о широкой поступи судебной реформы. А еще они призывают граждан смело идти в суд и там решать свои проблемы. Как это выглядит, можно видеть на этих двух делах. Но на самом деле подобных примеров множество. Фактически в каждом суде есть своя "долгоиграющая пластинка". И никто не возмущается сложившейся годами системой волокиты, кроме тех, кто ходит в суд как на работу.
Михаил Медведев,
кандидат юридических наук:
- Граждане обращаются в суд в надежде, что их нарушенное право будет восстановлено как можно быстрее. Ведь иногда промедление с подачей иска равносильно проигрышу дела. Например, пропуск заявителем исковой давности в большинстве случаев повлечет отказ в удовлетворении требований.
Наблюдения последних лет в судах общей юрисдикции показывают, что законопослушные граждане помимо своей воли вынуждены играть с государством в своеобразную рулетку. Допустим, вы обратились в суд вовремя, приложили к иску все необходимые документы - доказательство уплаты государственной пошлины, копии документов для ответчика, не забыли подписать исковое заявление. Однако срок рассмотрения дела будет зависеть от многих независящих от человека причин: находится ли судья в стадии увольнения или накануне отпуска, есть ли у суда секретари и помощники для каждого федерального судьи, какова загрузка судьи по делам и многое другое.
Казалось бы, законом установлен пятидневный срок для принятия судом решения по поступившему к нему иску. В Гражданском процессуальном кодексе сказано, что судья обязан рассмотреть гражданское дело в течение двух месяцев со дня поступления в суд. Но нарушения сроков стали настолько повсеместны, что получение решения по земельному или жилищному спору через год после обращения в суд можно счесть за крайнее везение. А если дело рассмотрено в срок - это можно считать исключительным явлением.
Дела-долгожители гуляют в судах как мартовские коты. Иногда по вертикали: решения многократно отменяются вышестоящим судом в порядке кассации или надзора, реже пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам. Но во всех случаях дело отправляют в нижестоящий суд для рассмотрения. Затем новое решение тоже обжалуется и отменяется. И так до бесконечности.
Другая схема волокиты - дела гуляют и по горизонтали. Некоторые судьи любят отыскивать основания для передачи дела в другой суд по территориальной подсудности либо на соединение с другим делом.
Жалобы на судебную волокиту в квалификационную коллегию судей неэффективны, если человек ссылается на нарушение судом установленного законом двухмесячного срока. Как правило на такую жалобу последует стандартный ответ, что квалификационная коллегия не вправе рассматривать нарушения процессуального закона судьями. Вот если бы судья явился в суд пьяный или полностью раздетый, или причинил истцу увечье в судебном заседании или другим способом подорвал авторитет суда - тогда да.
Так что же происходит с судами и кто в этом виноват? Почему не сократили сроки рассмотрения дел ни введение института мировых судей, ни укомплектование судов не только секретарями, но и еще и помощниками судьи, ни другие новации судебной реформы ?
Думается, корень зла в том, что судебная власть "страшно далека от народа", пока она ни в каком виде не подконтрольна обществу. По имеющимся сведениям, в судах Московского региона в настоящее время проходят проверки, в ходе которых проверяющие обращают внимание на количество дел, рассмотренных судьями с нарушением двухмесячного срока. Имеются случаю увольнений судей "по собственному желанию" по результатам таких проверок.
А еще появились сведения, что Верховный суд подготовил предложения по изменению закона, согласно которым государство будет выплачивать компенсацию гражданам в случае нарушения срока рассмотрения дел и неисполнения судебного решения. Этот законопроект создает лишь видимость решения проблемы. Ведь срок нарушает конкретный судья, а платить пострадавшему будет государство - то есть все мы, российские граждане-налогоплательщики.
Правильней было бы лишить судейскую волокиту экономической основы. Но не репрессивными мерами, показательными публичными процессами. Нужно всего лишь создать процедуру персональной и публичной ответственности судьи за явно "кривые" решения. По количеству и качеству процессуальных нарушений ввести балловую систему учета этих нарушений и последующей оценки судьи на профессиональную пригодность. Эту систему должен поддерживать и применять орган, независимый от судебной власти, не имеющий к ней никакого отношения.