Александр Копарейкин: "Черный список" амурских предприятий-нарушителей появится в Интернете

Вчера в управлении Ростехнадзора состоялось заседание коллегии по итогам надзорной деятельности на предприятиях Приамурья за первый квартал нынешнего года. Так называемый "черный список" тех организаций, где не соблюдают промышленную безопасность, заметно пополнился.

К примеру, в аэропорту Благовещенска по решению суда на девяносто суток приостановлено строительство административного здания и вышки. Инспектора Ростехнадзора выявили нарушения при строительно-монтажных работах. У фирмы не оказалось даже проектной документации.

Кто еще попал в этот список и как будет осуществляться надзор за предприятиями нынешним летом, на "Деловом завтраке" в Благовещенском филиале "Российской газеты" рассказал руководитель управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ по Амурской области (Ростехнадзор) Александр Копарейкин.

Российская газета : Александр Федорович, существует ли "черный список" тех предприятий и организаций, которые находятся на особом счету Ростехнадзора и где больше всего происходит нарушений? Не пора ли его огласить?

Александр Копарейкин : Как такового "черного списка" у нас нет, но есть предприятия и организации, которым уделяется более пристальное внимание. Кроме этого, в обязательном порядке проводятся проверки выполнения ранее выданных предписаний. Государственными инспекторами, начальниками отраслевых отделов, руководством управления принимаются все меры воздействия на предприятия-нарушители, определенные действующим законодательством.

Например, компания "Авангард", которая получила лицензию на проведение геолого-разведочных работ, но под шумок стала добывать полезные ископаемые без оформления каких-либо документов. Руководитель предприятия от нас скрылся, а своей оперативно-розыскной службы мы пока не имеем. Поэтому пришлось обратиться за помощью в ФСБ, прокуратуру, ОБЭП и объявить руководителя в розыск. Сейчас его ищут.

Недавно мы открыли свой сайт: www.gosnadzor-dv.ru, на котором будут размещены списки организаций, допустивших на производстве аварии, несчастные случаи, грубо нарушающих требования законодательства в сфере безопасной эксплуатации объектов и негативно воздействующих на окружающую среду.

РГ : Вопрос от Ивана Тропина из Зеи: "В каких отраслях Приамурья чаще всего случаются ЧП?"

Копарейкин : Исторически так сложилось, что область специализируется на сельском хозяйстве и на добыче полезных ископаемых. Эта деятельность несет в себе больше всего опасности для человека и окружающей среды, поэтому и контролируется пристальнее. Естественно, мы не снижаем эффективность надзорной деятельности и по другим отраслям. В частности, осуществляем контроль за генерирующими источниками электрической энергии, ведь в Приамурье работают две гидроэлектростанции. Все, что связано с выработкой электрического тока, является объектами повышенной опасности.

И все же больше всего травматизма и несчастных случаев на производстве происходит в горнодобывающих и топливно-энергетических компаниях. Первые ведут взрывные работы на местности, вторые работают с огнеопасными продуктами. В основном все чрезвычайные происшествия происходят из-за того, что люди пренебрегают правилами элементарной безопасности.

Горьким уроком может служить судьба Благовещенского спиртзавода, когда в 2001 году взрыв в цехе привел к полному разрушению здания и оборудования, гибели двух человек. Завод после реконструкции (а фактически нового строительства) приступил к выпуску продукции только в нынешнем году.

РГ : Какие изменения произошли в Ростехнадзоре в связи с недавним реформированием в структуре министерств и ведомств.

Копарейкин : Ранее служба Ростехнадзора существовала самостоятельно и подчинялась председателю правительства страны, а в настоящее время нашу деятельность координирует министерство природных ресурсов РФ. По экологическому надзору часть полномочий уже переданы в субъекты Федерации. За нами остались только объекты надзора федерального уровня. В управлении по Амурской области ведутся контрольно-надзорные мероприятия практически по всем видам надзорной деятельности, за исключением атомного надзора.

При этом в Ростехнадзоре остается прежний порядок работы: поднадзорные предприятия будет проверять один государственный инспектор, а не двое или трое из нескольких структур и ведомств.

РГ : "Хватает ли инспекторам Ростехнадзора полномочий?" - спрашивает Светлана Куклова из Благовещенска.

Копарейкин : Раньше полномочий было больше. Любой госинспектор, выявив нарушение требований и правил, которые могут привести к аварийной ситуации или к несчастному случаю на предприятии, выписывал предписание и приостанавливал производство. Сейчас у инспекторов таких полномочий нет. В соответствии с Кодексом РФ "Об административных правонарушениях" государственный инспектор может выписать предписание и предложить предприятию сделать временную приостановку производства до пяти суток, чтобы за это время были устранены все нарушения. Или же подать иск в суд о временной приостановке деятельности предприятия до 90 суток. При этом надо выиграть судебный процесс.

РГ : И какой результат на практике?

Копарейкин : Судьи не всегда соглашаются с нашими требованиями. Может, нам не хватает аргументов или они сильнее у предприятия-нарушителя.

Не всегда наши штрафные санкции достаточно действенны. Если говорить про государственный строительный надзор, то там мы можем оштрафовать организацию на сумму до миллиона рублей. Это существенная цифра для тех, кто ведет строительство без разрешения. Что касается других направлений надзорной деятельности, к примеру в области промышленной безопасности, то административные штрафы для должностных лиц достигают 2 - 3 тысяч рублей, юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей. Для крупных организаций, разумеется, такие штрафы несущественны. Они предпочитают их заплатить и продолжать дальше работать.

Я думаю, в ближайшее время эта ситуация изменится.
 
РГ : По суду вам удалось остановить какое-нибудь производство?

Копарейкин : Да, конечно. Кроме закрытия стройки в Благовещенском аэропорту, приостановлена также деятельность компании "Амурский металлист", где эксплуатировались грузоподъемные механизмы, уже отработавшие свой срок. Кранам необходимо было провести диагностику, чтобы определить их дальнейший ресурс. Предприятие этого не сделало, и краны были остановлены. Список этот можно продолжать…

РГ : Достаточно ли у инспекторов Ростехнадзора квалификации, чтобы разобраться до мельчайших подробностей в нарушении и установить истину: кто виноват и что делать?

Копарейкин : У нас существуют определенные квалификационные требования. Они очень высоки. К примеру, инспектор должен иметь высшее техническое образование и стаж работы на производстве, большую практику. Это и есть гарантия нашей объективной работы.

К примеру, мы не можем взять на должность инспектора выпускников вузов, хотя они и имеют достаточные знания для работы. У них нет практики.

Что касается технической оснащенности госинспекторов, то она постоянно улучшается. Приобретаются новые компьютеры с современным программным обеспечением, другая оргтехника.

РГ : Александр Федорович, как решаете кадровые проблемы? Чем можете заинтересовать специалистов: зарплатой, льготами?

Копарейкин : На сегодняшний день укомплектованность штатами составляет 95 процентов от штатной численности. В основном не хватает государственных инспекторов, осуществляющих надзор в горнодобывающей промышленности, в сфере энергетики. Не хватает горных инженеров, геологов, маркшейдеров, которым предлагают более высокооплачиваемую работу в горнодобывающих компаниях.

К сожалению, льготы у нас пока только продекларированы. У инспекторов есть классные чины, в соответствии с которыми повышается и заработная плата. Так что перспективы есть.