04.06.2008 03:03
    Поделиться

    Цены в общественном транспорте Тюмени подскочат вверх

    Уже с июля пассажирам общественного транспорта Тюмени придется платить за поездку примерно на треть больше, чем сейчас. Горожане от увеличения стоимости билетов, понятно, не в восторге. Однако сами перевозчики тоже не ликуют.

    Резиновая экономия

    Последний раз автобусный тариф был пересмотрен в 2006 году. С того времени ценники на бензин переписывались многократно, в целом он подорожал приблизительно в полтора раза. Запчасти, понятно, тоже не избежали инфляционной накрутки. Тут либо бюджет компенсирует издержки транспортников, либо пассажиры. Так, в Сургуте вообще отказались от дотаций. Власти областного центра дотируют перевозки, но делать "чересчур щедрые жесты" не собираются. В городской администрации напоминают: за счет казны студенты ездят за половину стоимости, школьники - за пятую часть. На деньги налогоплательщиков области капитально обновлен автобусный парк. Менеджеры же городских АТП в один голос утверждают: целевая бюджетная поддержка позволяет едва сводить концы с концами. Тем не менее, вчерашним муниципальным автопредприятиям, ныне акционерным обществам, удалось-таки значительно поднять зарплату водителям и кондукторам. Это притормозило отток кадров. Не так давно увольнения по причине низких заработков стали настолько часты, что в ближайшем будущем грозили вызвать паралич пассажирских перевозок. Уже всерьез обсуждалось: не прибегнуть ли к практике Екатеринбурга - посадить за баранку гастарбайтеров?

    - Я каждое утро встаю в пять утра, приезжаю к семи вечера. Переработка стала привычной. В часы пик в салонах битком, всюду жуткие заторы. Не дай Бог угодить в аварию. Собрался, было, уходить на грузовую "Газель". Сдержало повышение зарплаты. Сейчас на руки получаю в месяц 23-26 тысяч. Кто скажет, что это много? - говорит водитель автобуса Александр.

    Однако работники эксплуатационных служб, например, ремонтники, не ощутили денежной прибавки и считают себя ущемленными. По словам руководителей ПАТП, финансовые резервы исчерпаны и экономить более не на чем. Остается одна надежда - на новый тариф?

    Нет правил для тарифа

    В нынешнем году тюменские автотранспортники не однажды просили муниципалитет поскорее пересмотреть стоимость перевозок, представив соответствующие экономические обоснования. Чиновники просили подождать, пока схлынет горячая пора, связанная с чередой выборов. И вот в мае о неизбежном подорожании проездных билетов дружно заговорили уже сотрудники городской администрации, депутаты. Причем ими выбрана беспроигрышная тактика психологической подготовки горожан. Автобусники, мол, настаивают на максимальном увеличении цены билета - до 18 рублей, а владельцы маршруток - до 20. Но никто им этого не позволит - "обойдемся по минимуму".

    В какие конкретные цифры выльется минимум - официально никто не объявляет, ведь окончательное решение пока не принято. Приватно и в кабинетах мэрии, и в среде перевозчиков уверенно называют следующие расценки. Поездка в больших автобусах, включая так называемые частные, подорожает с 1 июля с 9 до 12 рублей, в маршрутке - с 11 до 14. В троллейбус, по всей видимости, с семью рублями, как ныне, тоже не зайдешь. По мнению председателя городской Думы Сергея Медведева, достаточно поднять ценовую планку для проезда в автобусе до 12 рублей. Опять же, для контраста, Медведев подчеркивает: "Во многих других городах стоимость проезда достигает 18-20 рублей". Со своей стороны руководители больших и малых пассажирских фирм в оправдание своих требований также ссылаются на высокую стоимость проезда в "ряде городов".

    Столь высокие тарифы на самом деле очень редки, уточнили корреспонденту "РГ" в Союзе автотранспортников России. Судя по представленной этой общественной организацией информации, как правило, в региональных центрах средняя цена проезда в автобусе колеблется в пределах 9-11 рублей. Допустим, в Екатеринбурге с июля ее планируют установить в размере 12 рублей. В Кургане с недавнего времени она составляет 11. В Орле с июня повысилась до 10. В Красноярске пока держится на такой же отметке.

    А как в маршрутках? С мая в Пензе пассажир платит 14 рублей, в Ростове, Екатеринбурге, Магнитогорске - 15. В Кургане - 10-11.  В Иркутске маршрутники мечтают о повышении тарифа хотя бы до 12 рублей. Нестандартная ситуация сложилась в Челябинске. Здесь владельцы микроавтобусов, не входящие в местную ассоциацию автоперевозчиков, этой весной возили людей за 10 рублей и всячески возражали против повышения стоимости проезда, на чем в ультимативной форме настаивала ассоциация. Это редчайший случай конкуренции.

    Ожидающаяся 30-процентная добавка, на взгляд транспортников, мала. Она, по словам первого заместителя гендиректора самого крупного пассажирского АТП Василия Черкашина, не позволит решить хронические проблемы предприятия. "Бюджет с профицитом, и все равно власти на увеличение дотационных выплат ни за что не соглашаются", - сокрушается председатель территориального профсоюза автотранспортников Яков Лейком.

    Зато муниципалитет в очередной раз предлагают перевозчикам минимизировать свои расходы. Так, заместитель главы администрации города Александр Буров советует, в частности, сократить количество "пустых" пробегов. О необходимости перевода машин на куда более дешевое газовое топливо, о чем говорилось много лет кряду, речь уже не идет.

    Мертвый сезон

    Между тем тюменские перевозчики, помимо двух бывших муниципальных ПАТП, уже давненько компенсируют "низкую" стоимость проезда как за счет произвольного сокращения числа рейсов в вечернее время, так и за счет неоправданно раннего прекращения работы. После 22 часов во многие районы добраться невозможно, кроме как на такси. В этом отношении крупный региональный центр напоминает провинциальный городок. График движения муниципального транспорта утверждает местная администрация. Видимо, чиновники полагают, что те, кто хочет добраться поздним вечером домой из филармонии, театра, с работы, должны полагаться исключительно на свой кошелек либо иметь личный автомобиль. Выход на маршрут в это время считается для муниципальных авто тем самым пресловутым "пустым" пробегом. Частных автобусов вдвое больше, но и их дождаться надежды мало. Большинство маршруток уходят с линии в 21 час. Никто их не контролирует. Повысить стоимость проезда после 22 часов, как это сделали в Брянске, Воронеже, в тюменской мэрии считают неприемлемым шагом.

    Вот характерная картинка. На остановке возле здания арбитражного суда свыше часа стоят под холодным дождем около полусотни человек, желающих уехать в направлении Тарманов и Мыса. Они уже рады заплатить и двадцать рублей, лишь бы не ждать. Однако ни одна маршрутка так и не подошла. Водители не хотят рисковать: вдруг пассажиров будет мало? Жители окраинных микрорайонов, в свою очередь, уже боятся лишний раз выбираться "в город".

    Мнение

    Андрей Ковалев, эксперт в сфере управления транспортом:

    - Сравнивать тарифы небезынтересно и небесполезно, но ведь единых правил нет. Мы обязаны учитывать региональные факторы, влияющие на себестоимость проезда.

    Если верить статистике, средняя зарплата в Тюмени превысила уже 23 тысячи рублей. Значит, если мы хотим иметь на муниципальном маршруте опытного, профессионального водителя, он должен получать на руки никак не меньше. В первой половине восьмидесятых годов тюменские водители зарабатывали до 400 рублей в месяц, это была одна из самых высокооплачиваемых профессий.

    Публичные дебаты об увеличении цены проезда сводятся к эмоциональным оценкам: "плохо", "хорошо", "много", "мало". Отчего бы городским властям не раскрыть информацию об уровне затрат и рентабельности двух тюменских ПАТП, хозяев сотен частных автобусов, микроавтобусов? Переговоры идут тет-а-тет, поэтому и сложно судить о справедливости притязаний перевозчиков.

    Поделиться