Вчера ведущие эксперты России в области энергетики обсуждали, какой может стать оптимальная стратегия поведения России на предстоящем саммите "большой восьмерки" в столице Японии Токио. Прежде всего - в сфере мировой энергетики, где наметились, как было заявлено, признаки "холодной войны".
Разумеется, "круглый стол" экспертов, организованный Институтом современного развития, который возглавляет Игорь Юргенс, не мог дать каких-либо обязывающих рекомендаций, но достаточно четко обозначил главные вызовы. В этом году, как известно, Япония председательствует в элитном клубе восьми индустриально развитых держав мира. Основной темой саммита, который пройдет 7-9 июля на озере Тойя на острове Хоккайдо, объявлена защита климата в период "после Киото". Но уже ясно, что будут и другие предметы для острых дискуссий, такие как расширение полномочий Международного энергетического агентства (МЭА).
Эта тема выходит далеко за пределы судьбы одной из международных организаций, пусть и влиятельных. Поясним, что МЭА объединяет потребителей энергоресурсов, в то время как, скажем, ОПЕК или гипотетическая "газовая ОПЕК" - производителей. Именно такой принцип построения альянсов с неизбежностью влечет за собой противоречия между ними. Добавим, что наибольшую озабоченность правами потребителей демонстрируют США, которые делают погоды в МЭА, и это многое проясняет в разворачивающейся интриге. Можно вспомнить, что на прошлогодней конференции МЭА в Париже организация отстаивала необходимость увеличения добычи нефти. На что страны ОПЕК возражали, мотивируя это тем, что спрос и предложение на нефтяном рынке сегодня сбалансированы. Ранее МЭА успела выступить и против планов создания "газовой ОПЕК", быстро отреагировав на попытки координации стран-экспортеров. Кстати, главой МЭА является японец Набуо Танака, и эксперты предупреждают, что именно токийский саммит будет использован для проведения линии, направленной против интересов сырьевых стран.
Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев заявил, что "политический диалог по энергетике оторвался от экономических реалий". Не секрет, "мир всерьез обсуждает миф, что Россия наживается, дешево покупая среднеазиатский газ и дорого продавая его Украине". По его словам, идея о расширении МЭА невыгодна России и лучше создавать "свое МЭА", то есть, по сути, клуб потребителей наших энергоресурсов. Правда, это не что иное, как Евросоюз, поглощающий львиную долю российских нефти и газа. А проблемы в энергодиалоге "Россия - ЕС" известны, к примеру, нератифицированная Россией Энергетическая хартия. На это академик РАН Иван Иванов ответил, что этот документ России не нужен, поскольку ранее использовался как возможный "черный ход в ВТО", а сейчас Россия уже на пороге ВТО. По его оценке, гораздо более выгодным для России было бы налаживание постоянного, а не спонтанного, диалога с ОПЕК. Он посоветовал вспомнить саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в 2006 году, когда Россия в рамках концепции "энергетической сверхдержавы" смогла занять наступательную позицию. "Сейчас, правда, - заметил он, - инициатива упущена".
Впрочем, дискуссия далека от обнаружения окончательной истины. Так, ректор МГИМО МИД России академик Анатолий Торкунов считает, что пока у России нет достаточных ресурсов для выдвижения собственных инициатив на мировой сцене: "Даже на уровне ЕС не удается сформировать единые подходы к энергетической безопасности". В целом, одним из промежуточных итогов "круглого стола" можно счесть неутешительный вывод, что пока Россия не имеет своего взгляда на развитие мировой энергетики и свою стратегическую роль в ней. А между тем наметившаяся поляризация стран-производителей и стран-потребителей энергоресурсов, подхлестываемая прогнозами дальнейшего роста мирового энергопотребления, выходит в центр глобальной повестки дня.
Досье "РГ"
Международное энергетическое агентство - это энергетический форум 26 индустриальных стран, обязавшихся предпринимать общие усилия для разрешения чрезвычайных ситуаций в поставках нефти. МЭА создано в 1974 году.