05.06.2008 01:01
    Поделиться

    В 2008 году еврейская община Барнаула отмечает свой вековой юбилей

    В 1908 году в одной из барнаульских газет было впервые опубликовано объявление, в котором живущим в городе евреям предлагалось собраться вместе. 

    В ХIХ веке в России было издано несколько законов, запрещавших евреям селиться на Алтае, где располагались горнодобывающие, меде- и сереброплавильные заводы. Считалось, что если здесь появятся евреи, то они "раскрутят" винокуренное производство и развратят рабочих фабрик и рудников.

    Чтобы выбрать на жительство Алтай в XIX веке, еврей мог использовать только два легальных способа: отслужить 25 лет в армии или пожелать заниматься аграрным производством. По итогам переписи 1897 года в Барнауле, несмотря на существование синагоги, насчитывалось около 150 евреев. Сегодня же только барнаульская община насчитывает около 500 человек, есть общины в Рубцовске и Бийске.

    О жизни еврейской общины краевого центра рассказывают ее председатель Виталий Шатьков и раввин Исроэль Каменецкий.

    Антисемитизм - от незнания

    Российская газета: Были в дореволюционном Барнауле известные на весь город евреи?

    Исроэль Каменецкий: После окончания Первой мировой войны в Барнаул попал доктор Лазарь Ваксман. В 1918 году его направили на Алтай для борьбы с эпидемией тифа. На Алтае он создал кожно-венерологи­ческую службу. Его именем была названа улица, сегодня Мало-Тобольская. После Первой мировой в Барнаул попали дети первого в мире бактериолога Владимира Хавкина. В медицине всегда были целые еврейские династии.

    Большинство евреев приехали на Алтай в конце 30-х годов прошлого века и в годы Великой Отечественной войны вместе с эвакуированными заводами. В то время на Алтай переехали более 20 тысяч евреев.

    Виталий Шатьков: Перед войной их выселяли в Сибирь. Для них это было плохо: везут куда-то… А когда началась война, то получилось, что спасли.

    РГ: Есть выражение: "Все евреи ответственны друг за друга". Как это проявляется?

    Каменецкий: У моей жены есть подруга, ее семья жила в Польше. Им всегда высылал деньги из Америки дядя, который, как они считали, очень богатый. Однажды они поехали к нему в США и увидели, что дядя снимает даже не комнату, а койку, чтобы иметь возможность посылать им деньги. Помогать тем, кому хуже, чем тебе, - это закон.

    Шатьков: У каждого еврея есть цдака. Когда я молюсь, то всегда кладу в нее деньги. Одна цдака есть у меня дома, другая в машине. Накануне шаббата я должен выложить из них деньги в цдаку, которая находится в общине. Размер "персональной" цдаки - не меньше спичечного коробка. Цдака - это необходимая мера, которую может отдать человек, чтобы содействовать своему очищению и спасению. Это деньги, на которые живет община. Из цдаки мы оказываем помощь семье, если в ней кто-то умер или болен. Община всегда знает проблемы своих членов и может оказать им конкретную помощь - устроить на работу, например.

    РГ: Вам часто приходится сталкиваться с бытовым антисемитизмом?

    Шатьков: Когда меня видят в кипе, кто-то улыбается, кто-то смотрит как-то странно, кому-то все равно. Но, как правило, агрессии это не вызывает. В декабре прошлого года впервые за последние 70 лет барнаульские евреи установили подсвечник-ханукию в праздник Ханука. Для нас было большой радостью, что власти краевого центра разрешили поставить его на центральной площади. Мимо проходили люди, проехал наряд милиции, но никто даже не поинтересовался тем, что мы делаем возле этого необычного предмета. Правда, был инцидент в Барнауле один раз, и то в день Военно-морского флота. Я думаю, что парни просто перебрали и написали на стене общины - мол, жиды во всем виноваты. Мы хотели сфотографировать надпись, а потом закрасить, но у нас был шаббат, и мы отложили эти дела. За нас надпись закрасили охранники, хотя их никто не просил. Антисемитизм - это от неграмотности, только и всего.

    РГ: А анекдоты?

    Шатьков: Ну, анекдоты мы сами придумываем про себя. Знаете, почему у евреев Новый год осенью? Елки дешевле.

    "Научи сына ремеслу"

    РГ: 2008 год объявлен Годом семьи. А чем отличается еврейская семья от любой другой?

    Каменецкий: Еврейская традиция имеет конкретный источник - Тору. В ней четко и ясно прописан весь цикл еврейской жизни, который в большей или меньшей степени соблюдает каждая еврейская семья. У нас принято говорить об обязанностях детей и родителей друг перед другом. Дети должны почитать своих родителей. Родители обязаны кормить, одевать детей, учить их Торе, подавать пример еврейской жизни. Родители должны также дать детям профессиональное образование. В Талмуде написано: "Научи сына ремеслу, иначе научишь его быть грабителем". Как правило, в еврейских семьях профессия родителей наследуется детьми.

    Некоторые шутят, что когда у нас начинается Ханука (которую празднуют восемь дней), евреи уходят из дома в загул. Не уходят. Праздник нас объединяет - сначала семью, затем общину и всех евреев. Община существует и для того, чтобы объяснить евреям, как надо вести себя в обществе. Живя в общине, он будет вести себя достойно.

    Семья - это, прежде всего, объединение. Как, к примеру, проходит шаббат? Можно работать всю неделю, но в пятницу вечером вся семья должна собраться за одним столом. Любой член семьи, где бы он ни был и какими бы делами ни занимался, должен присоединиться к этой трапезе. Даже бизнесмены планируют свое расписание так, чтобы никаких дел и встреч не приходилось на шаббат.

    РГ: Семейственность и объединение можно считать еврейской национальной идеей?

    Каменецкий: Каждый еврей знает, что это главное. А лозунги нам не нужны. Иногда говорят, что у евреев нет семейных проблем. Это потому, что у евреев есть суббота, которая все проблемы решает. В этот день Бог разрешил еврею отдохнуть, но не как-нибудь, а в кругу семьи. Однако нельзя сказать, что семейных проблем нет вообще, ведь мы обычные люди. И разводы у нас есть.

    РГ: Есть ли евреи, за которых вашему народу стыдно?

    Каменецкий: Когда человек делает что-то хорошее, никто не спрашивает, какой он нации. Но если он делает что-то не так, то обязательно вспомнят, что он еврей. Да, есть далеко не лучшие представители нашего народа. Но в Торе сказано, что мы не можем говорить плохое о человеке, если его нет рядом. Если я беседую с вами и говорю о ком-то плохо, я делаю плохо вам, себе и тому человеку.

    Поделиться