Результаты по ЕГЭ в Ростовской области выше среднероссийских

Выпускники школ, которые в этом году "завалят" более одного ЕГЭ, не смогут получить аттестат зрелости и поступить летом в вуз. Подтверждать свои знания им придется в более поздний срок в традиционной устной форме. Об этом министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов рассказал на деловом завтраке в Южном представительстве "Российской газеты".

Российская газета: Игорь Александрович, как проходит сдача ЕГЭ?

Игорь Гуськов: С 1 января 2009 года во всех территориях РФ единый госэкзамен становится обязательным, а у нас ученики сдают его уже семь лет. Ростовская область одной из первых включилась в эксперимент по введению ЕГЭ. Так что сейчас можно говорить, что ЕГЭ проходит в штатном режиме. Кстати, абсолютно все вузы области принимают результаты ЕГЭ.

Всего 8 дисциплин сдают в рамках единого экзамена. Шесть по желанию: физика, химия, биология, география, история России, обществознание и два обязательных: русский и математика. Дисциплины по выбору у нас писали в конце мая примерно 600 человек. 29 мая прошел ЕГЭ по русскому, а 4 июня - по математике. Его сдавали более 30 тысяч человек - все выпускники области. Работа проходила без особых сбоев, но есть, конечно, и отрицательные моменты. Раз дети идут сдавать ЕГЭ по предмету по выбору, они считают, что достаточно владеют программой. На выходе же у нас - от 5 до 10 оценок "неудовлетворительно". Это не очень хорошо. Теперь если абитуриент сдал экзамен на "двойку", то дополнительный балл, как в предыдущие годы, ему прибавляться не будет. В этом году "плюс один балл" будет распространяться только на обязательные предметы. Двоечникам придется пересдавать "заваленные" предметы в традиционной форме в более позднее время. А если учащийся получит более одной "двойки", то он сможет сдавать ЕГЭ повторно только в следующем году. Впрочем, есть и небольшой бонус - документ о ЕГЭ теперь действителен в течение двух лет.

РГ: Какова динамика результатов сдачи выпускных экзаменов?

Гуськов: Позитивная. По основным предметам наши показатели выше среднероссийских. Самый высший балл - 100 процентов - в 2006 году в Ростовской области получили 19 человек, в 2007 - 36. Надеемся, что в этом году цифра увеличится еще больше. По итогам каждого года мы делаем хороший аналитический отчет, стараемся понять, как улучшить ситуацию.

РГ: Будут ли устанавливаться камеры видеонаблюдения в местах сдачи ЕГЭ?

Гуськов: Камеры придется установить, хотя и поэтапно - это связано с финансовыми затратами. Но школьники очень находчивы и идут на всяческие ухищрения, чтобы пройти итоговую аттестацию успешно.

РГ: Расскажите, пожалуйста, о новых направлениях нацпроекта "Образование".

Гуськов: В этом смысле Ростовская область находится в авангарде. Только в двух субъектах Федерации создаются университеты нового типа мирового уровня, и Ростов входит в их число. В прошлом году проводился конкурс грантов для учреждений начального и среднего профессионального образования, и снова наш регион отличился. У большинства субъектов по одному победителю, а у половины регионов - вообще ни одного. У нас деньги получили сразу два учреждения. В этом году опять два победителя из донского края: лицей № 47 Каменска-Шахтинского и Ростовский колледж связи и информатики. Плюс в этом году взят курс на улучшение условий питания в общеобразовательных школах. В конкурсе победили 14 субъектов. В Ростовской области проект, рассчитанный на два года, будет реализовываться в Таганроге. Стоимость - 60 миллионов рублей на условиях паритетного софинансирования. Эти средства будут направлены на переоборудование пищеблоков, приобретение новой техники, посуды, мебели для столовых. Если опыт окажется положительным, мы начнем его тиражировать.

РГ: Читательница Валентина Ковалева интересуется: "Почему во время проведения ЕГЭ учителей направляли в комиссии других школ, а учеников распускали по домам, поскольку заменить педагогов было некем? В итоге из учебного процесса выпали как минимум шесть дней".

Гуськов: Факт, который вы озвучили, - нарушение законодательства. Оставьте свои координаты, и мы обязательно отреагируем и примем меры в отношении вашей школы. Ни в коем случае проведение ЕГЭ не должно идти в ущерб учебному процессу.

РГ: У всех на слуху проверки противопожарной службы и предписания о закрытии школ, не отвечающих требованиям противопожарной безопасности. С какими показателями мы входим в новый учебный год?

Гуськов: Результаты, которых мы добились, с одной стороны впечатляют, с другой стороны, нам еще есть к чему стремиться. Что я имею в виду? За полтора года количество образовательных учреждений, которые установили автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения о пожарах, увеличилось в два раза - с 43 до 83 процентов школ. Такая же пропорция наблюдается и в других образовательных учреждениях. В детских домах, интернатах, учреждениях с постоянным пребыванием детей работа завершена на 100 процентов. 28 муниципалитетов из 55 тоже установили эти системы во всех образовательных учреждениях. Думаю, что к 100 процентам мы приблизимся к концу календарного 2008 года. Потрудиться еще придется по безопасности: не решены вопросы с освещением дворовой территории, ограждением школ (20 процентов их не имеют), кнопками тревожной сигнализации. Это компетенция муниципалитетов.

РГ: Читательница из Таганрога Наталья спрашивает: "Моя племянница этой осенью идет в сельскую школу - насколько такие школы укомплектованы учителями и сможет ли девочка получить хорошее образование?"

Гуськов: У нас есть дефицит по некоторым педагогическим специальностям. Но определен комплекс мер для решения этой проблемы. Если в хуторе, где проживает ваша племянница, наполняемость школы менее 100 человек, то целесообразно школьным автобусом подвезти ребенка к опорной школе, которая находится на расстоянии не более 10-12 километров от дома. Там есть преподаватели по каждому предмету и оборудование по последнему слову. Кстати, в прошлом году мы первыми в России решили проблему подвоза учащихся к опорным школам. 1023 школьных автобуса обслуживают 30 тысяч детей в течение учебного года. Впрочем, воспользоваться ими имеет смысл, когда ребенок будет переходить в пятый класс. Ученикам начальной школы мы советуем проходить обучение по месту жительства: поверьте, учитель в небольшом селе в состоянии дать качественное образование. Мы ведь готовим своих специалистов для начальных школ в педвузах и педколледжах так, чтобы они могли преподавать и математику, и русский язык, и рисование.