Из-за разногласий мэра и губернатора город Владимир может остаться без денег на ремонт жилья

Во Владимире сложилась неординарная ситуация:  мэр города отказался подписать соглашение с областной администрацией, чем поставил под угрозу выполнение планов по капитальному ремонту домов и расселению аварийного жилья.

Как уже сообщала "РГ" в номере за 23 мая, Владимирская область вошла в число 19 регионов страны - участников пилотного проекта - и должна получить в этом году из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ более полумиллиарда рублей на капремонт многоквартирных домов и переселение жителей из аварийных домов.

Сумма предназначалась трем муниципальным образованиям - городам Владимиру, Гусь-Хрустальному и Вязникам, представившим все необходимые документы и отвечающим требованиям "пилота". Самая большая доля - 341 миллион рублей - досталась владимирцам, успешно защитившим свое право на получение средств. А с учетом софинансирования из областной и городской казны - более 500 тысяч рублей.

Это в четыре с лишним раза больше, чем областной центр смог потратить на решение подобных проблем в прошлом году. И, рассчитывая на такие солидные вливания, городские власти наметили отремонтировать 707 домов, причем 164 из них - комплексно. Отобрали по конкурсу 63 подрядчика, разработали систему контроля...

Три пишем - два в уме

Вот-вот вожделенные средства должны были поступить на муниципальные счета. Осталось только оформить соглашение с обладминистрацией. На официальную процедуру подписания в "Белый дом" были приглашены главы трех городов - получателей средств фонда. Однако в итоге соглашение подписали лишь руководители Вязников и Гусь-Хрустального. Мэр областного центра Александр Рыбаков публично отказался ставить свою подпись под документом.

Категорическое несогласие градоначальника вызвал пункт, по которому предусмотрен возврат средств в областной бюджет в случае некачественного выполнения работ или неправильного использования финансов управляющими компаниями. Он подчеркнул, что администрация области за формальные нарушения может потребовать возврата средств, а Владимир останется должником по муниципальным контрактам с подрядчиками, да и город, по его мнению, не имеет рычагов воздействия на управляющие компании и не должен отвечать за их действия. Но он заявил о своей готовности подписать документ после его корректировки в соответствии с требованиями мэрии.

Печальный опыт

Не секрет, что демарш мэра - не эмоциональный всплеск, а результат консультаций с юристами, проводившими правовую экспертизу текста соглашения.

Почему же главы двух других городов изъянов в соглашении не нашли и признали уровень ответственности за выполнение договоренностей вполне допустимым? - удивились в администрации области и попеняли мэру на то, что он "развернул" закон так, как ему удобно.

Областные управленцы не скрывают, что такая жесткая постановка вопроса обусловлена печальным опытом прошлых лет, когда при проверках муниципалитетов всплывали факты приписок, завышения смет и некачественного выполнения работ. О серьезности намерений свидетельствует и тот факт, что администрация области готова понести дополнительные траты на контроль за расходованием денег и возложить эти функции на независимую специализированную организацию, отобранную по конкурсу.

- Для нас принципиален этот вопрос, - подчеркнул губернатор Владимирской области Николай Виноградов. - Контроль будет осуществляться уже со стадии разработки проектно-сметной документации. За расходование средств мы несем полную ответственность.

Две правды

Похоже, на компромисс с той или другой стороны рассчитывать не приходится. Областные власти уверены, что соглашение составлено в соответствии со всеми правовыми нормами, а поставленные перед муниципалитетами условия являются эффективной защитой граждан от возможных нарушений со стороны управляющих компаний.

Городские, напротив, настаивают, что согласно подписанному в Москве соглашению средства должны поступить во Владимир до 20 июня. Область этими деньгами распоряжаться не вправе, поскольку те имеют целевое назначение и предназначены конкретно Владимиру, и только они должны контролировать их использование.

Комментарии

Николай Панин, начальник правового управления администрации города Владимира:

- У главы города вызвало недоумение, что в случае невыполнения обязательств управляющими компаниями договор в одностороннем порядке расторгается, а денежные средства возвращаются. Права и обязанности всех сторон, в том числе властей всех уровней, прописаны в Федеральном законе "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", который таких санкций не предусматривает. Там перечислены четыре позиции, при которых финансирование прекращается на время. За нарушения финансового характера предусмотрены меры, которые регулируют другие законы.

Евгений Карпов, вице-губернатор Владимирской области:

- Если Владимир не подпишет соглашение до 20 июня, деньги будут переданы другим территориям. Ориентировочная сумма потребности области в средствах на капитальный ремонт жилого фонда - сто миллиардов рублей. И выделенные средства с удовольствием возьмут Лакинск, Собинка или, к примеру, Судогда. На сегодняшний день практически все муниципалитеты готовятся к подаче заявок на участие в программе. Мы уже имеем три заявки - от Меленковского, Юрьев-Польского и Селивановского районов. Территории поняли, что это единственный способ получить деньги на ремонт жилья.