06.06.2008 02:50
    Поделиться

    Михаил Горшков: Полностью полагаться на "мнение народа" в борьбе с коррупцией не следует

    Государству придется долго и подробно объяснять гражданам свою антикоррупционную политику

    Итоги опроса комментируют директор Института социологии РАН, членкор РАН Михаил Горшков и руководитель Центра региональной социологии ИС РАН доктор социологических наук профессор Валерий Маркин.

    Российская газета : Власть провозгласила курс на "бескомпромиссное искоренение" коррупции. Тревогу бьет научно-экспертное сообщество. Но так ли озабочены этой проблемой рядовые граждане?

    Михаил Горшков : Как показало наше исследование, при разработке программ борьбы с коррупцией надо обязательно учитывать: суждения высших должностных лиц страны и ученых могут не совпадать с обыденными представлениями простых россиян. Значительная их часть к коррупции попросту привыкла и считает ее практически "нормой" жизни общества. Но учитывая, что антикоррупционная политика не будет иметь успеха, если не получит поддержки со стороны гражданского общества, надо делать особый акцент на мерах, которые найдут отклик в массовом сознании. Иначе мы рискуем наступить на те же грабли, что и с печально известной антиалкогольной кампанией времен перестройки - верной по целям, но глубоко ошибочной по использованным методам.

    Россияне, конечно, живут "не на облаке" - они прекрасно видят, в каких сферах "рука руку моет". Однако к злоупотреблениям чиновников низшего ранга они порой весьма снисходительны, зато к высокопоставленным - настроены бескомпромиссно. Но контроль-то проще всего начинать именно "снизу"! Легче схватить за руку вымогателя-врача, чем главу крупного госхолдинга.

    Валерий Маркин : У россиян вызывают сильную тревогу прежде всего последствия коррупции (отсутствие равных возможностей и перекосы развития в самых разных сферах, бюрократические барьеры и т.п.), нежели она сама. Опасность "первопричины всех бед" они явно недооценивают.

    Сам по себе "рейтинг" проблемы коррупции в общественном сознании, к сожалению, занижен. Гораздо более серьезными бедами наши сограждане считают демонтаж системы бесплатного здравоохранения, рост преступности, бедность, наркоманию, алкоголизм и детскую беспризорность. Однако бедность имеет объективную тенденцию снижаться. Масштабы негативных последствий наркомании, алкоголизма и детской беспризорности до сих пор не имеют объективной оценки и, вероятно, несколько преувеличиваются в СМИ. А при этом люди считают бюрократизм менее серьезной проблемой, чем коррупция. Но ведь именно он - то есть бесконтрольность профессиональных чиновников - и становится главной причиной того, что они действуют сугубо в своих корыстных интересах, а жизненно важные отрасли никак "почему-то" не выходят из затяжного кризиса...

    РГ : Некоторые граждане, судя по вашим данным, называли коррупцию чуть ли не благом для общества - мол, заставляет чиновников "крутиться", помогает преодолеть "плохие" законы...

    Горшков : Еще одна иллюзия. Люди не учитывают, что при отсутствии должного контроля чиновники сами и устанавливают все барьеры, которые потом "помогают" преодолеть за взятку. Аргумент, будто коррупция является "рыночным стимулом" для развития экономики, особенно опасен тем, что разрушает правопорядок и порождает правовой нигилизм. Мы с этим уже сталкивались в начале 90-х, когда "из лучших побуждений" фактически были отменены наказания за служебные злоупотребления. Вы помните, чем это кончилось и какое наследство от тех времен нам осталось.

    РГ : С каких же сфер следует начать борьбу?

    Горшков : Как раз это наш опрос показывает весьма красноречиво. С тех трех, которые уже выведены в ранг "нацпроектов": здравоохранение, образование, строительство жилья. Другое дело, что в рамках уже начатых программ антикоррупционная составляющая в нацпроектах довольно слаба, и этой проблемой придется заняться дополнительно. По мнению россиян, степень коррумпированности чиновников органов управления здравоохранения составляет около 70 процентов, в среде рядовых врачей - свыше 90 процентов. Понятно, что здесь только модернизация оборудования и дополнительные прибавки к зарплатам кардинально проблему не решат... Схожая ситуация и в других сферах.

    Правда, полностью полагаться на "мнение народа" в борьбе с коррупцией, мне кажется, не следует. Здесь много эмоций и несколько меньше - глубокого понимания логики развития общества. Люди в первую очередь говорят о "личных качествах" чиновников - их жадности, аморальности, правовой неграмотности и т.п. Ученые оценивают несовершенство системы в целом, недостаточное развитие общественных институтов и делают вывод, что точка приложения сил в борьбе с коррупцией - скорее здесь. В любом случае такое несоответствие говорит о том, что при осуществлении этой программы придется, помимо прочего, вести в СМИ и популярной литературе большую разъяснительную работу. Кстати, президент страны Дмитрий Медведев тоже говорил о том, что наряду с принятием специальных законов нужно поставить госслужащих в такую систему координат, когда совершение преступления будет означать для них риск "потерять все" - пенсию, кредиты, жилье. Но одновременно нужно бороться с "правовым нигилизмом" в массовом сознании и воспитывать в обществе новые традиции.

    Маркин : Все необходимо делать системно и планомерно. Принять базовый закон о борьбе с коррупцией и пакет его нормативно-правового сопровождения. Ввести в практику законодательной работы антикоррупционную экспертизу. Сделать прозрачной и четкой деятельность всего государственного аппарата - особенно там, где дело касается госзакупок, тендеров, кадровой политики, инвестиций. Причем на всех уровнях властной вертикали, от федерального центра до районного.

    РГ : Сколько же времени, по вашим оценкам, может понадобиться, чтобы хоть с места сдвинуть этот огромный "воз" проблем?

    Горшков : Как показывает мировой опыт борьбы с коррупцией, изменения здесь обычно происходят довольно медленно. Главный залог успеха - поддержка населения, рост сознания гражданского общества. Поэтому сейчас для России первоочередная и реальная достижимая цель на ближайшие год-два - это хотя бы остановить рост коррупции. Снижение ее уровня, если все пойдет как планируется, может начаться не менее чем через 3-4 года. А уж "очистить" российское общество от взяточников и свести коррупцию до "уровня развитых стран" удастся, я думаю, лет через 15-20 лет. Хотя ничего невозможного тут нет.

    Поделиться