Новости

07.06.2008 01:00
Рубрика: Экономика

Ейский порт поставили к стенке

Несогласованность между ведомствами может привести к кризису в транспортной отрасли

Из 400 стивидорских компаний, работающих в портах России, только 4 имеют долгосрочные договоры аренды в соответствии с новым Законом "О морских портах в РФ". Деятельность остальных 396 компаний может быть прекращена в любой момент, так как до сих пор не согласован между ведомствами приказ Минтранса России об утверждении порядка сдачи в аренду федерального имущества.

Как считают специалисты отрасли, на это уйдет как минимум полгода. За это время на фоне "активности" некоторых чиновников в портовом хозяйстве страны может возникнуть кризисная ситуация. Или у него появятся новые собственники.

У одного из первых проблемы возникли у Ейского морского порта. Росимущество пытается уже в третий раз выселить его с причалов, предоставленных ранее в аренду самим же государством в лице ФГУП "Росморпорт". Выселение назначено на сегодня. Кроме того, подан иск о признании недействительными договоров о приватизации портового имущества. Под угрозой оказалась судьба стратегического предприятия и почти пяти сотен его работников.

Некоторые эксперты уверяют, что этот небольшой порт на Азовском море неперспективен. Но это мнение разделяют далеко не все. Бизнес готов вкладывать средства в развитие и увеличение грузо оборота. И уже в скором времени порт может обрести второе дыхание: достигнуто соглашение о развитии и привлечении инвестиций. Но планы по обновлению инфраструктуры устраивают, видимо, не всех чиновников.

До недавних пор портовое хозяйство в России оставалось одним из наиболее проблемных секторов транспортной отрасли. Инвестиции в развитие портов сдерживались коротким сроком договоров аренды причалов. Наши порты до поры до времени довольствовались сроками в 3-5 лет, после чего соглашения перезаключались или считались заключенными на неопределенный срок. С принятием в конце прошлого года Закона "О морских портах в РФ" ситуация изменилась. Росморпорт в соответствии с ним стал перезаключать договоры аренды со стивидорами. Стратегические объекты - причалы как неразрывная часть технологического процесса передавались в аренду стивидорам, владеющим соответствующей инфраструктурой, еще со времен приватизации. Был заключен такой долгосрочный договор аренды и с ОАО "Ейский морской порт", который Рос имущество теперь вдруг решил оспорить. Хочется верить, что в данной истории не замешаны интересы "третьих" лиц.

"Мы поступили в полном соответствии с Законом "О морских портах в РФ", когда передавали в аренду Ейскому морскому порту причалы, - заявил замглавы Рос морпорта Дмитрий Кондратьев. - Росимущество посчитало наши действия незаконными и подало иск в арбитраж. Но решения суда еще не было".

Ситуацию, в свою очередь, прокомментировал замруководителя Росимущества Юрий Медведев, сообщив в письме, что Рос морпорт "в установленном порядке дал заключение о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, находящегося в собственности ОАО "Ейский морской порт". Он сообщает, что в дальнейшем может быть достигнута договоренность об использовании портом указанных объектов на основе договорных отношений. При этом замглавы Росимущества подчеркнул, что вопросы "полностью урегулированы".

Но если все обстоит именно так, как утверждает чиновник, то откуда такое стремление со стороны его же подчиненных отобрать причалы и даже заставить ЕМП и другие стивидорные компании снести причалы и ряд объектов, возведенных в порту?

Вот оценка происходящего эксперта по проблемам криминальных поглощений ТПП РФ Александра Богатикова, уже озвученная СМИ: "Я могу предположить, что начался очередной этап рейдерских захватов с использованием государственных органов. Как только имущество перейдет в руки государства, его выставят на торги. Кто их выиграет, тот и заказчик".

Когда-то было модно обвинять Запад в двойных стандартах. Не хочется верить, что они могут стать привычным явлением нашей действительности. Правовой нигилизм, борьбу с которым объявил глава государства, лишь одной из сторон имеет незнание и невыполнение законов гражданами. Глава государства во время встречи с руководством РСПП высказался на эту тему вполне определенно, отметив, что если чиновники превысили рамки своих полномочий, то это вообще может быть предметом уголовного расследования.

Экономика Транспорт Водный транспорт Правительство Минтранс