Амбиции растущей России не ограничиваются правом голоса в международной политике или в энергетической сфере.
В городе на Неве на Санкт-Петербургском экономическом форуме президент Дмитрий Медведев заявил о претензиях на ведущую роль России в мировой финансовой архитектуре.
Петербургский международный экономический форум уже стал весомой площадкой обсуждения тенденций в мировой экономике. Как всегда, тон дискуссии задавал президент России. Дмитрий Медведев поставил перед мировой финансовой системой вопрос о необходимости самореорганизации.
Вопрос, по мнению российского лидера, возник уже давно. Медведев считает, что в мире развиваются две противоречащие тенденции. С одной стороны, многие годы мир идет ко все большей глобализации. А с другой - некоторые государства стремятся защитить собственный экономический суверенитет. Эту политику Дмитрий Медведев назвал "экономическим эгоизмом".
"Как однажды пошутил наш замечательный режиссер Георгий Товстоногов, чем выше забор, тем лучше соседи", - процитировал президент.
- В таком смысле экономический эгоизм не несет каких-либо серьезных опасностей для развития в целом, но с другой стороны - за его проявлением подчас стоит гораздо более жесткая идеология, - сказал Медведев и ужесточил оценку: - А именно то, что можно условно назвать "экономическим национализмом".
Мир уже глобален, и этот процесс продолжается, но проявление такого национализма бьет по глобальной экономике. И как раз сегодня глобальные финансовые рынки переживают кризис, который многие сравнивают со временами "великой депрессии" 30-х годов прошлого столетия. При этом большинство людей на планете, подчеркивает Медведев, стали сегодня беднее, и это касается в том числе развитых стран.
"Развернувшиеся на наших глазах кризисы ясно показывают, что система глобальных институтов управления не соответствует стоящим перед ней вызовам, - заявил российский лидер. - Наблюдается своего рода вакуум институтов, когда отсутствуют международные площадки, ответственные за решение тех конкретных проблем, которые являются на сегодняшний день самыми острыми".
Иллюзией, по его мнению, сегодня стало и представление о том, что одна страна с мощной экономикой может играть роль глобального правительства. Речь, конечно же, зашла о США.
Фактически Дмитрий Медведев виновниками развивающихся кризисов назвал Вашингтон и мировые финансовые институты. Не в том плане, что они специально все устроили, а в том, что они банально недоглядели.
- Именно несоответствие формальной роли Соединенных Штатов Америки в мировой экономической системе ее реальным возможностям и было одной из центральных причин текущего кризиса, - заявил президент. - Сколь ни был бы велик американский рынок и сколь бы надежна ни была американская финансовая система, они не в состоянии подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки. Выход из ситуации - такая же глобальная, как мировая экономика, реформа мировых финансов. Дмитрий Медведев озвучил три ее важнейших элемента, которые уже потихоньку начали проявляться в ходе разных дискуссий.
"Прежде всего это упорядочение самих институтов регулирования, - подчеркнул российский лидер. - Более четкая координация между органами, отвечающими за разные сегменты рынка, - как на международном, так и на национальном уровне. И полагаю, что институты регулирования должны максимально учитывать интересы всех стран, независимо от уровня их развития".
Второе направление модернизации - создание условий адекватной оценки участниками рынка своих контрагентов и финансовых инструментов. Другими словами, Дмитрий Медведев считает необходимым создать новые системы раскрытия объективной информации, повышать роль рейтинговых агентств, разрабатывать более эффективные надзорные требования и прозрачные бухгалтерские стандарты.
"Наконец, в рамках модернизации должна быть создана эффективная система стимулов к рациональному поведению - поведению, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей", - заявил глава государства.
Но Москва не хочет выступать сугубо в роли побудителя или идеолога будущих реформаторских процессов. Как раз как один из авторов новой системы, Россия желает стать двигателем процесса, если не его центром. И это, уверял Медведев, не проявление "имперских амбиций", а вполне логичное желание.
"Считаю, что Россия была бы удобной площадкой для начала такого обсуждения, - заявил президент. - В этой связи предлагаю уже в этом году провести у нас представительную международную конференцию с участием руководителей крупнейших финансовых компаний, ведущих финансовых аналитиков и ученых".
Также Дмитрий Медведев поднял вопрос о такой сфере глобализации, как взаимные капиталовложения. Россия, подчеркнул он, уже научилась привлекать в свою экономику иностранные вложения. Теперь же, как любят выражаться в российском руководстве, пора на этой дороге организовать двустороннее движение. Правда, никого обвинять в ограничениях для российского капитала он не стал. "Хотел бы отметить, что наши инвестиции не носят спекулятивного или агрессивного характера, - заверил он элиту мировой экономики. - Российскими компаниями, как правило, движут прагматические соображения".
Российский лидер отдельно остановился на таком негативном аспекте мировой экономики, как рост цен на продовольствие. Точнее, на той реакции, которая последовала со стороны национальных властей вслед за этим и стала очередным проявлением "экономического эгоизма". "Негативный вклад в прыжки цен внесла и превалирующая в мире система защиты национальных сельхоз производителей, - напомнил Медведев. - Эта система сочетает субсидии с тарифными и нетарифными мерами защиты внутреннего рынка, но она также оказалась неспособной противостоять кризису". Но это, уверен президент, может стабилизировать ситуацию на внутренних рынках лишь на короткое время. А в длительной перспективе подобные действия все только усугубят.
"Очевидно, что прагматизм не позволяет ни одной из стран первой отказаться от введенных защитных мер, - считает глава государства. - И единственным выходом из сложившейся ситуации могут быть только согласованные коллективные действия. Мы готовы к конструктивным и совместным действиям по преодолению продовольственного кризиса, а впоследствии - и к выработке действенных антикризисных программ".
- Тенденции мирового развития позволяют сделать ключевой вывод: сегодня у каждой страны в отдельности и у всех государств вместе есть возможность получить максимальные выгоды от глобализации, - заключил Дмитрий Медведев. - И этот шанс не в централизованном перераспределении богатств, а в ориентации участников мирового рынка на развитие человеческого потенциала.
Технологический прогресс должен привести к росту производительности труда, улучшению экологической ситуации. И правительству, и бизнесу, считает президент, выгодно соучаствовать в развитии систем непрерывного образования, модернизации транспортной инфраструктуры.
Возможно, перед развитыми западными государствами такого вопроса не стоит. Зато он поставлен во внутреннюю повестку дня российским руководством. Дмитрий Медведев ранее лично огласил концепцию четырех "И", которые должны в следующие годы лежать в основе развития страны: институты, инфраструктура, инвестиции и инновации.
Но это не последний вариант концепции - из слов президента стало понятно, что ее границы будут расширяться. Так, отметил Медведев, на следующий день форума в его повестке должен был обсуждаться пятый элемент - интеллект. "Убежден, что и это не последнее "И", особенно учитывая громадный потенциал информационного общества и использования интернет-технологий", - заявил российский лидер.
- Нам всем нужны победы, - попытался выразить общемировое мнение Дмитрий Медведев. - Очевидно, что победы сами по себе не приходят. Сегодня мы способны сделать все, чтобы побед у нас было как можно больше, и к этому надо стремиться. Но при этом мы не должны забывать и известный афоризм Уинстона Черчилля о том, что проблемы, связанные с победой, всегда более приятны, чем проблемы, связанные с поражением. Но они неизмеримо сложнее.